Изложение музыкального материала может быть разнотанальным (кроме осн. Тональности встречаются побочные подчинённые) и однотональным (аккорды одной тональности)

Порядок чередования тональностей образует тональный план произведения, а приёмы введения одной тональности после другой создают различные типы тональных соотношений. Их 3 типа:

  • Модуляция. Переход в новую тональность и завершение в ней музыкального построения. Существует 1й степени родства (C dur – a moll) 2й степени родства (Cdur – Ddur) с разницей в 2 знака, и 3й степени родства (C dur – As dur) 3-4 знака. Энгармонические модуляции 5 и более знаков.
  • Отклонение. Кратковременный уход в побочную тональность в процессе изложения законченного однотонального или модулирующего построения. Проходящее отклонение появляется внутри построения без каденции. Оно до некоторой степени аналогично проходящему звуку и проходящему аккорду. Кадансовое отклонение появляется к концу предложения или его части. Оно обычно выражается половинной каденцией с участием обеих неустойчивых функций S и D побочной тональности: полная заключительная каденция к концу предложения создала бы впечатление модуляции.
  • Сопоставление. Образуется от появления новой тональности на грани двух муз. Построений, после цезуры без модулирующего перехода. При сопоставлении новая тональность. Наиболее часты способом отклонения, является отклонение через двойную доминанту.
Проводим уроки ОНЛАЙН индивидуально с преподавателем. Заполняете анкету и администратор всё расскажет.

Двойная доминанта — это общее название для группы альтерированных аккордов. Это аккорды доминантовой функции к доминанте. Поэтому название DD к ним применяется только в случае, если они разрешаются в тонику через аккорды доминантовой функции либо через K64. В противном случае, если они идут прямо в тонику либо через аккорд субдоминантовой функции (это называется дезальтерацией), аккорды называются альтерированными субдоминантами.

Альтерация — это повышение или понижение неустойчивой ступени с целью усиления её тяготения в устойчивую.

Основные аккорды DD — DD7 и вводный септаккорд DD.

DD7 = II7 с повышенной терцией. Это D7 в тональности доминанты.

Вводный DD7 = IV#7 . Это вводный септаккорд в тональности доминанты.

Очень часто эти аккорды используются с дополнительными альтерациями, например, DD65#1b5 или II2#1#3.

Правила разрешения альтерированных аккордов просты: альтерированные звуки должны разрешиться.