Изложение музыкального материала может быть разнотанальным (кроме осн. Тональности встречаются побочные подчинённые) и однотональным (аккорды одной тональности)
Порядок чередования тональностей образует тональный план произведения, а приёмы введения одной тональности после другой создают различные типы тональных соотношений. Их 3 типа:
- Модуляция. Переход в новую тональность и завершение в ней музыкального построения. Существует 1й степени родства (C dur – a moll) 2й степени родства (Cdur – Ddur) с разницей в 2 знака, и 3й степени родства (C dur – As dur) 3-4 знака. Энгармонические модуляции 5 и более знаков.
- Отклонение. Кратковременный уход в побочную тональность в процессе изложения законченного однотонального или модулирующего построения. Проходящее отклонение появляется внутри построения без каденции. Оно до некоторой степени аналогично проходящему звуку и проходящему аккорду. Кадансовое отклонение появляется к концу предложения или его части. Оно обычно выражается половинной каденцией с участием обеих неустойчивых функций S и D побочной тональности: полная заключительная каденция к концу предложения создала бы впечатление модуляции.
- Сопоставление. Образуется от появления новой тональности на грани двух муз. Построений, после цезуры без модулирующего перехода. При сопоставлении новая тональность. Наиболее часты способом отклонения, является отклонение через двойную доминанту.

Двойная доминанта — это общее название для группы альтерированных аккордов. Это аккорды доминантовой функции к доминанте. Поэтому название DD к ним применяется только в случае, если они разрешаются в тонику через аккорды доминантовой функции либо через K64. В противном случае, если они идут прямо в тонику либо через аккорд субдоминантовой функции (это называется дезальтерацией), аккорды называются альтерированными субдоминантами.
Альтерация — это повышение или понижение неустойчивой ступени с целью усиления её тяготения в устойчивую.
Основные аккорды DD — DD7 и вводный септаккорд DD.
DD7 = II7 с повышенной терцией. Это D7 в тональности доминанты.
Вводный DD7 = IV#7 . Это вводный септаккорд в тональности доминанты.
Очень часто эти аккорды используются с дополнительными альтерациями, например, DD65#1b5 или II2#1#3.
Правила разрешения альтерированных аккордов просты: альтерированные звуки должны разрешиться.