Баритон, тенор или бас – это не просто определение диапазона голоса певца-мужчины. Это тот диапазон, в котором голос раскрывается наиболее ярко, насыщенно, индивидуально. Это тембр голоса. И определяется он толщиной связок и строением певческого аппарата человека, т.е. от рождения.

Баритон поёт в диапазоне от ля большой октавы до ля первой октавы (профессиональный певец).  Вокалист-новичок же, имея связки баритонального типа,  может обладать меньшим  диапазоном голоса, т.к. голос не разработан и нуждается в тренировке.

Чтобы разрабатывать диапазон голоса, и брать ноты выше, чем неделю, месяц, год назад – необходимо заниматься с педагогом, иначе вы рискуете:

  • Повредить связки, дав перенапряжение им;
  • Вбить в мышечную память неправильную технику пения, от которой потом сложно избавиться;
  • Сорвать голос, если будете пытаться петь слишком высокие ноты;

Взять высокую ноты без напряжения, естественно и легко хочет каждый начинающий вокалист. Чтобы слышалась полётность голоса, расслабленность, и в то же время яркость и насыщенность звука. Что же мешает:

  • Зажатая гортань. Расслабьте мышцы, не думайте о высокой ноте как о тяжелой, создайте ощущение, что вы поёте в среднем регистре.
  • Недостаток дыхания и опоры. Вы не возьмёте ноту, если дыхание иссякнет и спадёт опора, звук получится не яркий, и вы не доведёте фразу до конца.
  • Нервы. Спокойствие! Если чувствуете, что задираете голову, поднимаете гортань – остановитесь, расслабьтесь и продолжайте.
  • Пение не в резонатор. Если вы поёте не в резонатор, то вы: а) поёте тускло б) зажимаете горло, пытаясь спеть громче и насыщеннее. Попадая в естественные полости тела (резонаторы), звук усиливается, приобретает приятный слуху тембр – и это без зажатия мышц! Вокалист, поющий в резонаторы, часами поёт без устали.
  • Не распетый голос. Каждый вокалист перед пением распевается – разогреваются мышцы, голос становится подвижнее и лучше управляется. Без распевки вокалист не может выполнить и 60% того, что делает, предварительно распевшись.
  • Пение без  опоры. Пытаясь взять высокую ноту без резонаторов и опоры, вы сорвете голос. Напрягите мышцы нижнего пресса, но тренируйтесь, чтобы непряжение не передавалось горлу.
Проводим уроки ОНЛАЙН индивидуально с преподавателем. Заполняете анкету и администратор всё расскажет.

Как брать высокие ноты баритону

Чтобы уверенно брать ноты на верхнем пределе своего диапазона, нужно регулярно их тренировать. При этом вы должны изначально петь «правильно», т.е.:

  • Дышать грудо-брюшным способом, т.е. задействовать диафрагму при пении и контролировать певческий выдох. При грудо-брюшном дыхании наполняется воздухом нижняя часть легких, и вы имеете возможность «поддать» воздуха в нужный момент, чтобы высокая нотка взялась легко.
  • Не петь горлом и связками, а делать упор на правильное дыхание.  Когда дыхания нет – это не пение, а крик, от которого устает горло и травмируются связки. В таком случае о высоких нотах речи быть не может. Если почувствовали дискомфорт – остановитесь.
  • Правильно работать со звуком. Не заглублять, не петь в нос и т.д. Эти моменты помогает исправить преподаватель по вокалу, который слышит со стороны и знает, что и в какой последовательности корректировать.

Не пренебрегайте теплым питьем во время занятий вокалом, особенно если работаете над расширением диапазона.

Часто бывает, что высокая нота оказывается вовсе и не высокой, а удобной, но психологический зажим и страх перед исполнением ноты не даёт вокалисту раскрыться. В таких случаях помогают психологические приёмы: нужно представлять, что высокая нота на самом деле низкая и удобная, представлять её перед собой, а не сверху. Хорошо помогают приседания в момент взятия ноты.

Если решите заниматься вокалом и расширять диапазон самостоятельно, помните: при первых дискомфортных ощущениях нужно остановиться и подумать, что вы делаете не так. Горло болеть не должно.

Правильное дыхание

Искусство пения – это искусство выдоха. Так говорят профессиональные вокалисты не одну сотню лет, поэтому есть смысл прислушаться. Для пения используется не такой тип дыхания, как в повседневной жизни. Вокалисты дышат грудо-брюшным способом, задействуя мышцы   диафрагмы для вдоха и выдоха и наполняя воздухом среднюю и нижнюю часть легких. При таком дыхании во время вдоха расширяются нижние ребра и выпячивается (надувается живот), а при пении воздух расходуется дозировано. Вокалист регулирует давление воздушной струи в зависимости, и, в зависимости от потребности, расходует меньше или больше воздуха, «поддаёт» дыхания или экономит. Правильное дыхание исключительно важно для взятия высоких нот, т.к. на дыхании строится певческая опора, которая помогает издавать плотный, тембрально насыщенный звук.

Если вы поняли, что ничего не знаете о вокальном дыхании, но пытаетесь петь – срочно восполните этот пробел! Изучите азы и делайте дыхательную гимнастику каждый день по 15-20 минут.

Проводим уроки ОНЛАЙН индивидуально с преподавателем. Заполняете анкету и администратор всё расскажет.

Записаться

Правильное звукоизвлечение

В данном случае это словосочетание подразумевает отсутствие зажимов, умение петь «на опоре», а не на связках, правильное положение гортани, умение направлять звук и т.д. С этим вам поможет только педагог по вокалу, т.к. самостоятельно продиагностировать своё звукоизвлечение и проработать нюансы – невозможно. Педагог подскажет, в каком направлении двигаться и поможет составить план самостоятельных занятий.

Если вы соедините правильное дыхание и звукоизвлечение, то можно будет говорить и красивых и лёгких верхних нотах. Чтобы петь «верха» вокалисты разрабатывают головной резонатор, т.е. направляют звук в верхнюю часть головы (в лоб) так, чтобы он резонировал, т.е. отражался от полостей в черепе, и усиливался. Если всё сделано верно, то вокалист чувствует звон в ушах и вибрацию в районе лба.

Разрабатывая головной резонатор, вокалист наполняет свои верхние ноты красотой и тембром, и дает силу звука не за счет связок, а за счет отражения и усиления звука в резонаторных полостях.

Общие советы, как брать высокие ноты:

  • Не думайте, что поете высокую ноту. Представляйте, что она удобная. Так снимается страх, и шанс спеть повышается;
  • Во время перехода к ноте, представляйте, что она идет вниз;
  • Попробуйте резко присесть – отвлекает внимание и дает толчок воздуха;
  • Не пытайтесь спеть слишком высокие для вас ноты, ориентируйтесь на свой основной диапазон;
  • Представляйте эту ноту перед собой как луч, который направляется вперед.

Чтобы петь высокие ноты красиво и легко – разработайте правильное дыхание и разрабатывайте резонаторы. И всё получится!

Как петь высокие ноты голосом

Первое правило вокалиста – пение на опоре. Когда берете высокую ноту, обоприте голос сильнее обычного, напрягите диафрагму. Следите, чтобы не напрягалось горло. Если будете брать ноту не диафрагмой, а горлом – почувствуете болезненные ощущения, першение. Пение горлом – предвестник сорванных связок. Если чувствуете боль – остановитесь, расслабьтесь, выпейте тёплой воды.

Расслабьте мышцы горла. Секрет вокалистов, поющих высокие ноты в том, что они не думают о ноте как о высокой. Пойте ноту в позиции среднего регистра, не забивайте голову мыслями, что «вот-вот, сейчас-сейчас, взять бы…».

Спокойствие – друг и товарищ вокалиста. Оставаясь спокойным и расслабленным, вокалист позволяет голосу звучать. Зажатый, сдавленный звук не звучит. Поэтому, пытаясь петь высокие ноты, оставайтесь спокойным и уравновешенным.

Опытные вокалисты советуют, начиная петь, подумать о вдохе как о выдохе — представить, что вы поёте вдыхая.

Чтобы расслабиться и отвлечь организм от необходимости взять высокую ноту, новичкам рекомендуют поднять руки (ниже уровня лица). Это расслабит плечи. Педагоги советуют во время взятия ноты подпрыгнуть или присесть пружинкой,т.к. это отвлечет вас от мыслей о предстоящей ноте и даст организму взять её. Во время любых телодвижений не забывайте про опору, иначе попытки взять ноту провалятся.

Начиная петь, толкните диафрагму вперед и выпячите живот. Это ослабит подсвязочное давление воздуха на связки.

Чтобы взять высокую ноту голосом, пойте в резонаторы. Если вы попадёте в головной резнатор, то щеки, нос и лоб завибрируют, а  в ушах послышится звон. Резонатор – это естественный усилитель звука в человеческом теле. Физически это полости тела, попадая в которые, звук создаёт резонанс и усиливается. Резонаторами пользуются и в эстраде, и джазе, но более всего пение в резонаторы выражено в академическом вокале. Пение в резонаторы в сочетании с высокой вокальной позицией и опорой позволяют певцу исполнять композицию без электронных усилителей в сопровождении оркестра.

Помните, мы слышим свой голос изнутри, т.е. иначе, чем слышат остальные. Поэтому, чтобы оценить успехи, записывайте себя на диктофон и прослушивайте запись.

Делайте упражнения под присмотром педагога: новичку в вокале не составит труда сорвать голос в первые десять минут тренировки. Посетив пару-тройку уроков вокала, вы поймёте как заниматься самостоятельно.

Подведем итоги: пойте на опоре и в резонаторы, не напрягайте горло и пойте высокую ноту в средней позиции. И всё получится!

Если вокалист способен тихо пропеть высокие ноты — это указывает на его профессионализм. Разумеется, каждому вокалисту хотелось бы освоить этот навык. Однако это труднее, чем кажется, и такое умение требует немалой практики и терпения. Но ничего невозможного нет, главное — освоить теорию и применить эти знания на практике!

Основы для тихого пения

Основа тихого пения — твердая дыхательная опора и мастерское владение собственным голосом. Под твердой дыхательной опорой подразумеваются не пережатые связки.

Также важны дикция и четкая артикуляция. Помните: чем тише вы произносите звуки, тем четче они должны быть. Когда профессиональные певцы тихо поют, каждое слово слышно со всех концов зала. Так что дикция — залог тихого пения.

Также важно близко формировать звук, это значит, как можно ближе к зубам. Звук при этом как бы направляется в верхние зубы.

И, наконец, важно по максимуму использовать резонаторы, чтобы добиться тихого звука. Например, высокие ноты рекомендуется брать фальцетом, в этом случае связки не напрягаются. В случае с низкими звуками потребуется грудное звучание.

Если подытожить, то перед освоением техники тихого пения стоит научиться грамотно владеть собственным голосом и телом. Разумеется, это займет некоторое время, однако спешка не приведет к результату.

Упражнения для развития навыка тихого пения

Попробуйте пропеть фразу средней громкости в удобной для вас тесситуре. При правильном попадании в резонаторы она прозвучит легко. Далее пропойте эту фразу тихо в той же вокальной позиции. Услышите ли вы себя? Попросите друга отсесть от вас и послушать ваше пение. Спросите, смог ли человек расслышать, о чем вы поете или нет.

Если ваш голос пропадает при пении тихих нот, попробуйте для начала брать высокие ноты фальцетом. Так будет легче управлять голосом.

Еще попробуйте пропевать ваши привычные вокальные упражнения, но в разных нюансах. Хорошим упражнением будет распевка на октаву, где верхний звук берется тихо.

Советы

  • Экономьте выдох при пении, сделайте его минимальным;
  • при вдохе старайтесь высоко поднимать мягкое нёбо;
  • не забывайте близко формировать звук;
  • посетите занятие по вокалу, где педагог подскажет и проконтролирует вас.

Не огорчайтесь, если на первых порах у вас не будет получаться. Даже у профессионалов не все получается с первого раза. При пении главное – терпение и постоянная практика, и тогда вам покорится техника тихого исполнения высоких нот!

 
Статью утвердил
Преподователь по дисциплине "Вокал" - Миллер Михаил
 
27.04.2020