Если требуется построить вводные септаккорды или какие-либо из их обращений от конкретного заданного звука, то ориентироваться придётся на интервальный состав. Всякий, кто умеет строить интервалы, построит такое без особых проблем. Главный вопрос, который нужно будет решить, – это определение тональности и разрешение в неё вашего построения. Малый вводный мы разрешаем только в мажор, а уменьшённый – и в мажор, и в минор (при этом тональности будут одноимённые – например, до мажор и до минор, или соль мажор и соль минор). Как узнать конкретно что за тональность? Очень просто: нужно просто звук, от которого строите, рассмотреть как одну из ступеней искомой тональности:

Если вы построили VII7, то ваш нижний звук окажется соответственно VII ступенью, и, шагнув ещё на полутон вверх, вы тут же получите тонику;

Если нужно было написать VII65, который, как вам известно, строится на II ступени, то тоника будет располагаться, наоборот, на тон ниже;

Если заданный аккорд – VII43, а он занимает IV ступень, то тонику можно получить, отсчитав чистую кварту вниз;

Наконец, если VII2 на VI ступени, то для нахождения первой ступени, то бишь тоники, вам нужно подняться на терцию вверх.

Урок сольфеджио №31: Построение ум77 от звука и разрешение в 8 тональности

Чтобы определить, какое обращение Д7 должно быть использовано для расширенного разрешения, вспоминаем круговую последовательность разрешения септаккорда 7 ступени в тональности.

Урок сольфеджио №31: Построение ум77 от звука и разрешение в 8 тональности