Каждый человек слышал песни, которые поют бабушки и дедушки. Песни о земледелии, о жатве, о посеве зерна, о свадьбах и похоронах – о жизни. Это народные, или фольклорные песни.

Вы знали, что «фольклор» в переводе с английского – «народная мудрость»? Это и неудивительно, ведь фольклор – устное народное творчество — передаётся из поколения в поколение, трансформируясь, развиваясь, но сохраняя первоначальный посыл. К нему относятся легенды, народные предания, музыка и песни, приметы и заговоры, танцы и игры. Фольклор не ограничивается «деревенской песней». В начале ХХ века выделился новый жанр — городской фольклор. Сюда относятся народные городские гуляния, танцы, городские игровые песни и городской романс. Отличается городской фольклор потому, что отличаются потребности и быт городских людей. В городском фольклоре отражены различия жителей в социальном положении, возрасте, материальном достатке.


уроки вокалНародные песни мы слышали с самого рождения, ведь колыбельная песня – древнейший жанр фольклора. Думали, если во сне ребенок увидит нечто пугающее, то наяву этого уже не случится. Поэтому в колыбельной присутствует «серенький волчок». Слова народных песен полны верований и примет, они отражают жизнь людей. Иногда и теперь, в белорусской деревне, слышны народные напевы, наполненные житейским смыслом.

Фольклор популярен по сей день. Современные музыканты и вокалисты исполняют народные песни на сцене, снимают клипы и записывают альбомы. Поют фольклор и сольные исполнители, и вокальные ансамбли, и даже хора. Такой хор называется фольклорным.

Хор – это певческий коллектив людей, исполняющий одно произведение. Хор объёдинен целью и стремлениями, любовью к музыке и желанием творить. Состав и уровень подготовки хора определяет репертуар. Хора поют народные, эстрадные и джазовые песни, сложные хоровые композиции и даже воспроизводят шум дождя. Фольклорный хор исполняет народные песни родной страны.

Фольклорные песни — естественный репертуар для хора, потому изначально часть из них пелась коллективно. Исполняя народные песни, хор приобщает современное общество к народной культуре, знакомит с бытом и обычаями предков. Хоровые коллективы  повышают уровень самосознания нации, развивают чувство патриотизма и любовь к Родине.

Народные песни – это главный репертуар младшего хора. Такие песни исполняются и в один голос, и это звучит гармонично. На уроках вокала учатся слышать, петь и управлять голосом начинающие хористы.

уроки вокалаЖанры фольклорной песни обусловлены обстоятельствами. Одни песни исполняются один раз в году во время праздника (новогодние поздравления, встречания весны, колядки), другие — обязательный атрибут обряда (свадебные песни, похоронные, песни в день рождения). Известны и песни, которые поют только в зимние дни или в летние, и такие, которые звучат всесезонно, в дождь и в солнце. Эти песни отражают состояние души человека – грусть, радость, любовь и поются под настроение. Поют и эпические песни – скоморошины, сказ, баллады, былины, исторические песни. Песни о буднях – солдатские, трудовые, крестьянские, песни моряков. Популярны русские частушки. Народные лирические песни о любви никого не оставляют равнодушным. О взаимной и неразделенной, о счастливой и прошедшей. Народные песни отражают настроение, эмоциональное состояние человека. А исполнение народных песен хором вызывает яркие чувства в душе слушателя своей глубиной и эмоциональностью.

Фольклорное хоровое пение звучит завораживающе и несет мудрость нации в общество. Приходите на хор в МузШок, попробуйте себя в разных жанрах!

Виды хорового пения

Хоровое пение разделяют по стилистике. Академический хор поёт в классической манере, в высокой вокальной позиции, как оперные певцы. Для академического хора микрофоны не нужны, как и для сольных исполнителей, работающих в классическом стиле.  Практикуются женские, мужские и смешанные академические вокально-хоровые коллективы.

Эстрадно-джазовый хор поёт в свободной манере. Для джаза характерны гибкость, подвижность ритма, импровизация.  В эстрадно-джазовом хоре не собирают более пятидесяти человек. Это или вокально-хоровые ансамбли (12-20 вокалистов), или камерные хоры (20-50 вокалистов), т.к. для эстрадно-джазового исполнения важна подвижность, которой не добиться с коллективом из ста хористов.

Проводим уроки ОНЛАЙН индивидуально с преподавателем. Заполняете анкету и администратор всё расскажет.

Народный хор исполняет патриотические композиции, фольклорные песни родной страны. Народные хоры создаются профессионалами и любителями. На народных песнях учатся дети, поэтому фольклор составляет основной репертуар детских хоров.

В репертуаре церковного хора – омузыкаленные молитвы. Пение церковного хора создаёт фон богослужения, эмоционально питает верующих. Партесное пение, григорианское пение – виды церковного пения в исполнении хора.

Виды хоров разделяют и по количеству голосов. Если все вокалисты поют в унисон – хор одноголосый. Одноголосые хоры – детские, некоторые взрослые поют произведения в один голос, в один голос иногда поют в церкви. Если голоса два – хор двухгослный, три – трёхголосный и т.д. Чтобы вокалистам обеспечить комфортное пение, одну партию формируют из трёх человек.

По половозрастному признаку собирают детские, мужские, женские и смешанные хоры.

Занятия в хоре развивают слух и музыкальную память, чувство ритма. Поэтому в музыкальных школах хор для детей входит в обязательную программу обучения. Взрослые в любительском хоре любительском хоре находят общение и вокальный рост, поддержание музыкальной формы и приятное времяпровождение.

Петь звонко и громко хочет каждый начинающий вокалист. Но определитесь: как громко и в каком стиле вы хотите петь? Существуют разные манеры пения, у каждой из них отличается сила и громкость звука, и предназначены они для разных жанров.

Академической пение используется в опере и классических произведениях – певцы поют громко, без использования микрофона. Эстрадный вокал гибче, без строгих рамок. Он используется в популярной музыке, и только с усилителями звука. Джазовый вокал – подражание музыкальным инструментам, мелизмы, импровизация.  Определитесь с манерой пения, и начинайте тренироваться!

Чтобы научиться громко петь, пойте не громко, а технически правильно. Чтобы начать, вам потребуется педагог: упражняясь самостоятельно, вы не услышите, правильно ли делаете, потому что не знаете как правильно. Начинайте с педагогом, а потом переходите к самостоятельным занятиям.

Как научиться громко петь

  • Правильно дышать при пении. Дышите диафрагмой и пользуйтесь опорой при пении. Воздух должен выходить свободно, без зажатия, но под вашим контролем. Плотное ровное дыхание даёт ровный звук, а правильная техника дыхания позволит поставить звукоизвлечение.
  • Петь, используя резонаторы. Резонаторы – это полости тела, попадая в которые, звук усиливается, становится насыщеннее и звонче.  Грудная полость, носовая, ротовая полости – резонаторы, как и верхний отдел гортани и придаточные пазухи. Если петь в грудном регистре, попадая в резонатор, то в груди почувствуется жужжание, вибрация. Оперные певцы владеют пением в резонаторы, и не используют микрофонов при пении.
  • Избавиться от зажимов. Пойте, не напрягая горло и связки, иначе услышите тусклый зажатый звук. Зажимая мышцы горла при пении, вы не возьмёте высокой ноты, не добьётесь полетности и ровности звука. Напрягая горло для громкого пения, человек кричит, а не поёт. Это и не соответствует цели певца, и травмоопасно.
  • Не зацикливайтесь на громкости звука, уделите внимание постановке дыхания, правильному звукоизвлечению, пению в резонаторы — и вы удивитесь, какой плотный и насыщенный звук получится.

Если ваша мечта петь громко, как певцы-академисты, то берите индивидуальные занятия вокала у педагога по академическому пению. Преподаватель обучит классической позиции, которую используют вокалисты оперы. Если вы хотите громко петь в эстрадой манере, то работайте не над громкостью, а над правильном дыханием и звукоизвлечением. Избегайте пения с придыханием (звук получается мягким, непрозрачным), тренируйте подачу звука, т.е. пойте «вперед», на зрителя.

 
Статью утвердил
Преподаватель по вокалу Гусарова Ольга
Преподователь по дисциплине "Вокал" - Ольга
 
27.04.2020