Многие люди с детства уверены, что красиво петь — это не про них, а все вокалисты из телевизора родились с красивым голосом, и никак его не разрабатывали. На деле каждый голос нуждается в постановке: отработке певческого дыхания, правильной вокальной позиции, пении на опоре и т.д. Будни профессионального вокалиста — это репетиции как у спортсмена!

Как развить голос для пения в домашних условиях до совершенства

Если вы любите петь, но вы и окружающие не в восторге от вашего вокала — не отчаивайтесь. Голос есть у всех, просто над ним нужно работать: тренировать мышцы работать как надо, а не как хочется. Пение — сложный процесс, в котором участвуют и речевой аппарат, и мышцы лица; на пение влияет и положение тела, и настроение вокалиста. Неслучайно же в музыкальных школах именно учат петь и работают над подачей звука, над тембром, вокальной позицией и другими техническими моментами.

Проводим уроки ОНЛАЙН индивидуально с преподавателем. Заполняете анкету и администратор всё расскажет.

Причиной вашего, на ваш взгляд, некрасивого пения, может быть все что угодно: физические и психологические зажимы, неправильное дыхание, неправильная позиция гортани и мягкого нёба, ненаправленность звука и т.д. Это — исправляемые тренировками детали, как и пение в нос, чистота интонирования, слабая сила звука. Иногда причиной «у меня нет голоса» бывает неразвитый музыкальных слух или дискоординация слуха и голоса. Результатом одного и второго является непопадание в ноты, только неразвитый слух лечится работой с сольфеджио, а дискоординация — специальными вокальными упражнениями. Суть в том, что человек ноты слышит, а попасть не может, т.к. не контролирует свой певческий аппарат.

Чтобы развить голос в домашних условиях, необходимо пройти следующие этапы:

  • Научиться правильно дышать. Вокалисты используют диафрагмально-нижнереберное дыхание, т.е. контролируют поток воздуха при помощи мышц диафрагмы. Это дает чисты, ровный звук. Если во время пения дышать грудью, то силы выдоха не будет хватать, и человек перейдет на пение на связках. А это — сдавленный звук и зажимы.
  • Поставить опору. Это вытекает из предыдущего пункта. Опора — это результат правильного дыхания, когда во время пения вы ощущаете воздушный столб внутри. Пение на опоре избавляет от зажимов и раскрывает природный голос.
  • Привести в порядок звукоизвлечение. Когда вы научитесь контролировать внутренние органы певческого аппарата, то сможете поставить его в правильное положение, и ваш звук приобретет иной характер. Более глубокий, атакующий, управляемый. К этому пункту относится и тренировка артикуляции, и упражнения на техническую сторону пения.
  • Соединить всё вместе. Звучит просто, но требует регулярных тренировок.

Развить голос для пения, если его нет, возможно. Но эффективнее это делать под руководством педагога по вокалу, т.к. человек сам себя не может слышать и диагностировать вокальные проблемы. Даже у профессиональных певцов есть педагоги, а что говорить об абсолютных новичках. Педагог составит индивидуальную программу, исходя особенностей вашего голоса, и убережет от травмирования связок.

Певческое дыхание как основа вокальной работы

Поставленное певческое дыхание – основа успеха вокалиста. Недаром в ходу выражения «Пение – это искусство выдоха» и «Искусство пения – это искусство дыхания». Неудивительно, ведь при неправильном дыхании голос звучит тускло, нет гибкости и подвижности голоса, а осиплость появляется после десяти-пятнадцати минут пения. Правильное певческое дыхание позволяет использовать возможности организма для красивого пения: петь на опоре, петь в резонаторы, контролировать силу и продолжительность выдоха. Дыша неправильно, не взять высокую ноту и не получить плотный и ровный звук.

Как дышать правильно?

Известно три вида дыхания: ключичное, грудное и брюшное. При ключичном дыхании у человека поднимаются плечи. Оно поверхностное (второе название – верхнее дыхание) – в дыхании участвует только верхняя часть лёгких. Верхнее дыхание при пении не используется. Грудное дыхание (иначе называют рёберным) заставляет грудную клетку расширяться при вдохе и сжиматься при выдохе. Рёберным дыханием управляют межрёберные мышцы, воздухом заполняется центральная часть лёгких, что недостаточно для пения. Полезным для здоровья и правильным для пения является брюшное (диафрагмальное) дыхание. Так дышат спортсмены, новорождённые дети, оперные певцы. Диафрагмальное дыхание даётся нам с рождения, оно естественно для человека. При брюшном дыхании на вдохе выпячивается живот, а грудь остаётся в неподвижном положении.

Сомнений нет: чтобы петь – учитесь дышать! Как происходит постановка певческого дыхания? В начале занятий педагог рассказывает, как работает дыхание. Объясняет, какие ощущения при правильном дыхании человек испытывает, и рассказывает, зачем дышать диафрагмальным способом. После вас ждут тренировки дыхания – специальные упражнения на формирование правильного дыхание, умение распределять воздух при выдохе и контролировать вдох. Постановка певческого дыхания – процесс продолжительный: понять, как дышать недостаточно, важно закрепить в мышечной памяти приобретенные навыки.

Певческое дыхание как основа вокальной работы воспринимается всеми вокалистами: и приверженцами академического вокала, и эстрадниками, и народниками. Упражнения на постановку певческого дыхания развивают мышцы, что способствуют прекращению вялого дыхания. Вялое дыхание наблюдают у начинающих в тот период, когда мышцы неподготовлены к активной работе и человек вяло вдыхает и выдыхает. При вялом дыхании нет опоры. Другая проблема, с которой сталкиваются ученики-вокалисты – форсированное дыхание. Перестаравшись, человек шумно вдыхает лишний воздух и выдыхает слишком напористо. Певческое дыхание должно быть свободным, спокойным – это обеспечивает ровность звука.

Что входит в самоподготовку артистов вокалистов

Самостоятельно учиться вокалу с нуля, а именно петь, — занятие травмоопасное. Уроки вокала — не только разбор песни, в курс обучения входит и дыхательная гимнастика, и упражнения для артикуляции, скороговорки для развития дикции вокалистов, несложные распевки для вокалистов. Рекомендуют упражняться в певческом дыхании и артикуляции по двадцать-тридцать минут в день, чтобы натренировать мышечную память для правильной подачи воздуха и подготовки базы для формирования правильного звукообразования.

Начинающему вокалисту тренироваться самостоятельно (помимо занятий с педагогом) необходимо, иначе за время между занятиями организм забудет незакрепившиеся навыки. Так скорее придет певческий рост, и вы услышите результаты уроков по вокалу.

Как проходит самоподготовка артистов вокалистов

Опишем процесс построения самостоятельного урока, без примеров упражнений, т.к. для каждого новичка педагог подбирает подходящие упражнения для вокалисто.

  • Дыхательная гимнастика. Сделайте цикл упражнений, подобранных подогом. Время для гимнастики — пятнадцать-двадцать минут. Рекомендуют делать утром в качестве утренней зарядки или вместе с ней, т.к. это насыщает кровь кислородом и бодрит.
  • Упражнения на артикуляцию. Улыбайтесь, хмурьтесь, высовывайте язык и крутите губами — делайте, что и на занятии. Это активизирует мыщцы, задействованные в пении, разработает и подготовит их к пению.
  • Скороговорки. Проговаривайте скороговорки для выработки чёткой дикции. В вокале, особенно эстрадном, дикция важна. Усложняйте задачу: жонглируйте во время скороговорок, не теряя подачи и напора произношения. Научитесь — шагнёте вперёд в вокале, т.к. не придется задумываться о выговаривании текста во время пения.
  • Распевки для вокалистов. Подберите с педагогом несложные распевки, которые получаются. Запишите «минус» на диктофон и распевайтесь дома, контролируя звукоизвлечение и дыхание. Педагог подскажет, в рамках какого диапазона петь, чтобы не сорвать голос. Распевочная работа артиста вокалиста заключается в подготовке певческого аппарата к пению и отработке приёмов звукоизвлечения, поэтому больше внимания распевкам уделяется на уроках по вокалу.

Прочитав, что входит в самоподготовку артистов вокалистов, не забудьте посоветоваться со своим педагогом! Упражнения для вокалистов поднимают мышечный тонус и тренируют память мышц, но мы советуем упражняться и физически, и ментально. Слушайте певцов, анализируйте их вокал, обсуждайте манеру пения того или иного исполнителя с педагогом. Читайте информацию о музыкальных стилях, об особенностях вокала в них. Прочитайте о строении певческого аппарата и поймите, как образуются звуки; узнайте, что такое резонаторы и почему нельзя напрягать горло. Когда вы усвоите, поймёте и прочувствуете это, вы без труда выполните упражнения, предложенные педагогом, потому что поймёте его слова.

 
Статью утвердил
Муратова Елена
Преподователь по дисциплине "Вокал" - Елена
 
27.04.2020