Если гитаристы-любители могут ещё играть, не зная нот (по табулатурам), то пианисту без них не обойтись. Кое-что, конечно, вспоминается из школьных уроков музыки:

  • названия нот (до-ре-ми-фа-соль-ля-си);
  • нотный стан (линеечки, на которых ноты записаны);
  • ключи (басовый и скрипичный);
  • длительности нот (целая, половинная, четвертная, восьмая – и так до шестьдесятчетвёртой);
  • размер тактов (стандартный – 4/4, вальсовый – ¾ и т.д.).

Останавливаться на них нет смысла – эту информацию легко найти в других статьях нашего сайта. Но нотные записи пестрят ещё множеством непонятных новичку значков и чёрточек:

  • знаки альтерации;
  • точка;
  • триоль;
  • лига.

Разберёмся, как они учитываются при игре на фортепиано.

Проводим уроки ОНЛАЙН индивидуально с преподавателем. Заполняете анкету и администратор всё расскажет.

Знаки альтерации

Знаки альтерации записываются рядом с нотой и указывают на повышение/понижение высоты звука на полтона. Полутона — это те самые ноты, которые играются на чёрных клавишах. Возможно, у вас возник вопрос, почему белых клавиш больше, чем чёрных. Ответим сразу – потому что некоторые ноты отличаются между собой только на полутон. Это ми и фа, а также си и до.

Взгляните на рисунок.

Как научиться читать ноты для фортепиано

На рисунке последовательно указаны ноты си диез, си бемоль и си с бекаром.

Диез означает, что высота ноты увеличена на полтона. Чтобы её сыграть, найдите на клавиатуре фортепиано ноту си и нажмите на следующую за ней БЕЛУЮ клавишу — до.

Бемоль показывает, что ноту нужно играть на полтона ниже, поэтому нужная клавиша теперь чёрная и она будет слева от ноты си.

Необходимость бекара вытекает из того, что знаки альтерации действуют не на одну ноту, а на все ноты на линейке (си в нашем случае) до конца такта или до смены знака. Но если композитор хочет, чтобы музыканты в начале такта сыграли си диез, а в конце си, перед нотой си он ставит бекар, означающий отмену до конца такта знаков альтерации для этой ноты.

Кроме этого, знаки альтерации можно увидеть в начале пьесы, рядом с ключом. Они указывают тональность, в которой записано произведение и действуют до самого конца либо до смены тональности. Это означает, что ноты, на чьих линейках указаны знаки, нужно играть на полтона выше или ниже (причём во всех октавах) – если рядом с ними не указаны бекар (отменяет знак), дубль-диез (нота играется на тон выше указанной) или дубль-бемоль (на тон ниже указанной).

Триоль, точка, лига

Обозначения триоли (рисунок слева), точки (посередине) и лиги (справа) влияют на длительность играемых нот.

Как научиться читать ноты для фортепиано

Триоль показывает музыканту, что сумма длительностей трёх обозначенных нот равна только сумме длительности двух из них. Другими словами, суммарная длительность уменьшается на треть.

Одна точка, стоящая рядом с нотой, увеличивает звучание наполовину, две – на три четверти, три – на семь восьмых. Т.е., четвертная нота с точкой по длительности равна четвертной и восьмой вместе взятым.

Лига показывает, что две ноты нужно сыграть как одну. Это значит, что две четвертные ноты, соединённые лигой, играются как одна половинная. Применяют лигу в тех случаях, когда нужно, чтобы нота звучала и в следующем такте.

Это только краткий ликбез по нотной грамоте. Узнать больше можно у преподавателей, записавшись на занятия по фортепиано.

Уроки фортепиано Никитенко Мария

Искусство импровизации

Искусство импровизации – сочинения музыки во время игры – требует не cтолько таланта и предрасположенности к сочинению, сколько усидчивости, терпения и досконального знания музыки. Импровизация на инструменте обязывает музыканта уметь играть и знать теорию: элементарную теорию музыки, сольфеджио, гармонию и другие разделы теории музыки.

Как научиться импровизировать на фортепиано известно с давних времен – тренируйтесь подбирать на слух мелодии. Игра по нотам полезна, но для сочинений нужно развивать способность воспроизводить услышанное и задуманное. Ещё для освоения искусства импровизации рассматривайте  и анализируйте ноты музыкальных произведений, выискивайте интересные решения. Заимствуйте ритмические решения, особенные фактуры, мелодические обороты. Это добавит вам музыкального опыта. Помните, что импровизировать на ходу не получится, если не владеть инструментом, так что не ленитесь упражняться, играть гаммы и арпеджио.

Как сочинить композицию

Как импровизировать на фортепиано? Ответ один – пробовать разные методы. Музыка – это развитие мелодии, и существуют разные методы двигать композицию. Распространённые приёмы импровизации – гармонический, мелодический и ритмический. Вы вольны усложнить гармонию или поменять лад, изменить ритм мелодии или аккомпанемента. Работая с мелодией, музыкант или разукрашивает мелизмами и штрихами, обращает мелодию зеркально,или сочиняет новую.

Если вы начинающий музыкант, и задались целью импровизировать — знайте, что вам не обойтись без углубленного изучения сольфеджио. Сольфеджио – язык музыки, композиторы сравнивают этот предмет с математикой в школе. Изучая сольфеджио, музыкант погружается в мир музыки, и мыслит категориями другого качества. На продвинутом уровне музыкант слышит мелодию и записывает ноты, и слышит музыку, увидев ноты.

Музыканты со стажем рекомендуют экспериментировать, пусть и ошибаясь. Никакие занятия за инструментом не уйдут впустую: вы приобретете опыт и улучшите навык. Играйте как можно чаще и дольше, слушайте музыку, анализируйте – тогда придёт результат. Не забывайте о совершенствовании навыка игры на инструменте. Музыкант, который хочет импровизировать, чувствует музыку страстью и уделяет всё возможное время игре. Не обязательно задумываться, как научиться импровизировать на фортепиано, обязательно любить музыку и играть, играть, играть.

 
Статью утвердил
Преподователь по дисциплине "Фортепиано" - Суворова Екатерина
 
27.04.2020