Джаз появился в Соединённых Штатах Америки в конце девятнадцатого — начале двадцатого века благодаря сочетанию европейской музыкальной традиции и африканских народных ритмов. Джаз – это сложные ритмические рисунки из африканской музыки, и гармония, характерная для музыки европейцев. В ХХ веке джазовые музыканты осваивали новые модели ритма и гармонии. Так возникли свинг, бибоп, мейнстрим, кул-джаз, соул-джаз, джаз-фанк, фьюжн  и другие ответвления джазовой музыки.

Нет чёткого термина джазового вокала. Качества, необходимые исполнителю джаза - чуткое чувство ритма, подвижный голос (чтобы исполнять затейливые фразировки, характерные для джаза), развитое чувство гармонии (без гармонического слуха нет возможности импровизировать, а без импровизации нет джаза).

В джазом пении вокалисты экспериментируют, синтезируя и изменяя народные и эстрадные вокальные приёмы. Распространено использование резонаторов, глиссандо, пение фальцетом, использование субтона. Из африканского народного вокала джаз позаимствовал приём скэт – пение без слов, пропевание слогов. С помощью этого приёма вокалисты джаза имитируют звук музыкальных инструментов.

Что важно для вокалиста, который учится джазовому вокалу?

Поставленное дыхание – основа для вокалиста любого направления: академического, народного, джазового и эстрадного. Вокалист учится использовать в пении мышцы брюшного пресса и диафрагму. Это уменьшает нагрузку на мышцы горла и предотвращает зажимы, которые приводят к потере голоса. С использованием диафрагмы и брюшного дыхания  голос становится напористым, получает свободу движения, влияет на эмоции слушателя и передает настроение песни.

Обучаясь джазовому вокалу, важно уделять внимание развитию слуха и чувство ритма – это позволит свободно чувствовать себя при выборе песни и в импровизации. Некоторые люди рождается с абсолютным слухом, а остальным приходится учиться слышать и координировать слух и голосовой аппарат. Развивать слух можно на занятиях вокалом, пропевая вокальные упражнения, изучая классическую музыку, осваивая нотную грамоту. Изучить нотную грамоту можно посещая уроки сольфеджио.

Постановка голоса джазового вокалиста происходит при помощи отработки вокальных упражнений. Во время урока джазового вокала преподаватель играет классическую гармонию и блюзовую гамму для упражнений. Певец обучается вокальным приёмам, учится свободно пользоваться ими. Для джазового вокала нужны ноты разной высотности, поэтому немало времени на занятии отводится расширению голосового диапазона. На продвинутом уровне преподаватель помогает освоить искусство импровизации, скэт и сформировать индивидуальный стиль звучания.

Особенности джазового пения

На первый взгляд, исполнять джаз проще, чем заниматься академическим пением. Границы дозволенного раздвинуты настолько, что многое запрещенное в академическом стиле джаз поощряет. Он немыслим без:

  • диссонансов;
  • сложных ритмических рисунков;
  • многотоновых аккордов;
  • смен тональности чуть ли не на каждый такт;
  • постоянных экспериментов в рамках правил джазовой гармонии.

Последний пункт чрезвычайно важен. Джазовый певец должен уверенно разбираться в особенностях этой музыки и принципах развития мелодической линии. То, что в джазе так много допущений, не принятых в логичном и стройном академическом стиле, усложняет понимание джазовой музыкальной теории, опирающейся на исключения. Не зная основ, сложно построить композицию таким образом, чтобы дисгармония и диссонанс звучали красиво и уместно.

Проводим уроки ОНЛАЙН индивидуально с преподавателем. Заполняете анкету и администратор всё расскажет.

Требования к джазовым певцам

Импровизация, длинные фразы, взлёты и падения голоса, сложный ритмический рисунок выдвигают особые требования к умениям и навыкам вокалистов:

  • широкий диапазон голоса;
  • сильное диафрагмальное дыхание;
  • идеальный музыкальных слух;
  • развитое чувство ритма;
  • полётность голоса, лёгкость в переключении между регистрами;
  • уверенное знание музыкальной теории;
  • способность чувствовать музыку и органично развивать мелодическую линию – как основа вокальной импровизации.

Редко кому такое богатство дано природой. Обучение джазовому пению лучше проводить с грамотными преподавателями, которые помогут разобраться с теорией и избежать ошибок в практике.

Скэт

Джазовая вокальная импровизация не ограничивается пением. Певец использует голос даже для имитации музыкального инструмента. Называется такая импровизация скэт. Задача скэта - не обмануть слушателей, заставив поверить, что звучит настоящая труба и электрогитара. Наоборот: певец пропевает слоги, которые обозначают инструментальную вставку, а смысловую нагрузку несут ритм и/или эмоциональная подача нот. Так вокалист дополняет, усложняет мелодию и подсказывает аккомпанирующим музыкантам, в каком направлении он желает её развивать.