О важности поставленного дыхания для вокалиста знает каждый, а фразу «искусство пения - это искусство дыхания» постигают на первом занятии по вокалу. Дыхание вокалиста отличается от обычного дыхания коротким резким вдохом и продолжительным выдохом, а ещё управляемостью процесса.

Человек дышит неосознанно, «на автомате», а вокалист, контролируя мышцы диафрагмы и пресса, управляет дыханием. Для чего? Чтобы равномерно распределять выдох и выдыхать дольше.

Виды дыхания

Ключичный тип дыхания для пения не подходит - работают мышцы в районе плечей, а сами плечи поднимаются, живот втянут. Ключичное дыхание не даст певцу контролировать скорость и объём выдоха и научиться правильному звукоизвлечению. Звук получится зажатый, а голос - малоподвижный.

Грудное дыхание. При грудном дыхании поднимаются плечи и грудь, а работают межрёберные мышцы - так дышат женщины в повседневности. При дыхании живот втянут. Для пения не подходит из-за напряжения мышц горла и ограничения подвижности гортани.

Брюшное дыхание (диафрагмальное) заключается в активной работе мышц диафрагмы. При вдохе живот надувается, при выдохе - опускается.

При смешанном типе дыхания (смешивается брюшное и грудное дыхание) работают и мышцы грудной клетки, и дифрагмы, и живота.

Для пения воспитывают нижнерёберное-диафрагматическое дыхание, при котором у вокалиста выпячивается живот, и расширяются нижние рёбра. Работают мышцы живота и диафрагма, а верхняя часть груди неподвижна. При сочетании нижнерёберного и диафрагмального дыхания вокалист получает больший объём воздуха и пластичность выдоха, мышцы горла остаются не зажатыми, а гортань сохраняет подвижность.

Певческий аппарат состоит из трёх структур: дыхательный аппарат, гортань и артикуляционный аппарат (в т.ч. резонаторы). К дыхательному аппарату относятся лёгкие и бронхи, мышцы, помогающие вдыхать и выдыхать, а также трахея. Для певца важно правильно пользоваться всем комплексом певческого аппарата: контролировать вдох и выдох, создавать опору, формировать звук и направлять его в резонаторы. При правильном дыхании, выдыхая, вокалист сохраняет положение вдоха, т.е. нижние рёбра остаются раздвинутыми. Это возможно благодаря тренировке мышц и необходимо для ощущения опоры.

На уроках вокала ученики сталкиваются с двумя дыхательными проблемами - вялое и форсированное дыхание. При вялом дыхании не хватает силы выдоха для создания певческой опоры, т.к. мышцы диафрагмы и живота неразвиты. Из-за недостатка опоры, человек подсознательно напрягает мышцы горла, пытаясь ими компенсировать недостаток звука. Устраняют проблему регулярными тренировками мышц, как в спортзале. Вторая проблема - форсированное дыхание - дыхание с излишним напором, как бы с надрывом. При форсированном дыхании нет ровного звука.

Можно ли самостоятельно научиться правильному дыханию? Прочитав пару-тройку статей о певческом дыхании, просмотрев с десяток роликов на ютубе, вы составите представление о том, что такое певческое дыхание. Повторите дыхательные упражнения, предложенные в видеоуроках и обучающих статьях. Но проблема в том, что не все информационные источники надёжные и составлены по единой технике. Статьи в интернет пишут не только дипломированные педагоги по вокалу. Поэтому надежный способ обучиться певческому дыханию - посетить урок вокала, где педагог покажет упражнения, проследит за правильностью выполнения и расскажет нюансы. Получите достоверную информацию - и упражняйтесь дома! В отличие от обучения звукоизвлечению, самостоятельные занятия дыхательной гимнастикой не травмоопасны. Двадцать минут ежедневных занятий полезнее часового занятия один раз в неделю. Научившись певческому дыханию, вы без труда освоите остальные премудрости вокала!

Смотрите пример упражнения на дыхания от педагогов МузШок!