Высокие ноты тяжелы для пения, поскольку для их правильного извлечения необходима скоординированность всех мышц и органов, участвующих в голосообразовании. Ноту, находящуюся в центре диапазона голоса, певец ещё может вытянуть на связках. Но попытки сделать то же с нотами у верхней границы диапазона приведут к перенапряжению голосового аппарата.

Один из навыков, помогающих освоить пение высоких нот, - пение разжатым горлом.

Физиологические основы пения разжатым горлом

Гортань и трахею можно условно представить в виде двух трубок. Чем шире просвет этих трубок, тем легче через них проходит воздушная струя. Проблема в том, что в месте «соединения» трахеи с гортанью расположен корень языка, который частично закрывает просвет. Разговорной речи это не мешает, а вот возможности пения ограничивает.

Но во время зевка кадык уходит вниз, а корень языка поджимается. Такое положение называется «открытая гортань».

Кроме опускания корня языка, при зевке поднимается мягкое нёбо, разделяя носоглотку и глотку, увеличивая объём последней. Увеличение объёма ведёт к улучшению резонирования звука и, следовательно, повышает громкость пения.

Упражнения на «вокальный зевок»

Вокальный зевок или полузевок не идентичен привычному для нас зевку. Вокалист при пении ведь не зевает, а ставит гортань, язык, нижнюю челюсть и мягкое нёбо в правильное положение. Чтобы понять, как достичь описанного выше эффекта, попробуйте выполнить перед зеркалом следующие упражнения:

  • несколько раз резко откройте и закройте рот, сосредотачиваясь на работе каждой мышцы;
  • откройте рот как можно шире, зафиксируйте это положение и зевните, запоминая ощущения во время зевка;
  • повторив предыдущий пункт, скажите без голоса, шёпотом звук [а], а затем попробуйте пропеть.

Если упражнения получились правильно, звук [а] вы споёте открытым горлом. Запомните это ощущение, зафиксируйте в памяти положение органов речи. Потренируйтесь так же пропевать другие гласные звуки. Цель упражнений – научиться «ставить» гортань в нужное положение автоматически, без напряжения.

Как петь высокие ноты раскрытым горлом

Открытое горло – только одно условие свободного пения высоких нот. Позу, положение головы, дыхание тоже придётся контролировать, - иначе красиво петь не получится. Сутулость приведёт к уменьшению грудного резонанса. Попытки задрать подбородок вверх, вытягивая высокие ноты, только сузят просвет гортани. Слишком сильный выдох создаст чрезмерное напряжение голосовых связок, сведя на нет усилия по «раскрытию» горла. Поэтому полезно посещать занятия по вокалу с опытным преподавателем, который проследит, чтобы неправильное положение мышц не закрепилось и не стало привычкой.