Оперный, или академический, вокал - один из древнейших (после народного) жанров пения. Певцы веками оттачивали вокальную технику, добиваясь чистого, красивого, мощного звучания голоса. Овладеть академической манерой пения самостоятельно трудно - без контроля со стороны может легко сформироваться неверная техника, которую, если она войдёт в привычку, придётся корректировать.

Особенности академического вокала:

  • округлое звучание;
  • полётность голоса;
  • использование природных резонаторов для усиления звука;
  • развитый диапазон голоса;
  • пение без призвуков (в отличие от рок певцов, например).

Виды оперных голосов

Прежде чем начинать работу по постановке академического голоса, педагогу придётся определить диапазон - чтобы обеспечить пение с наименьшим напряжением голосовых связок. Если говорить упрощённо, голоса делятся на высокие, средние и низкие. И если вы ошибочно определите голос как низкий вместо среднего и приметесь за исполнение неподходящих партий, скоро о себе дадут знать боль и дискомфорт в горле.

  • Виды голосов (перечислены от низкого к высокому):
  • мужские: бас, баритон, тенор, контртенор;
  • женские: контральто, меццо-сопрано, сопрано;
  • детские: альт, сопрано, дискант.

Обучение академическому вокалу

Как на трёх китах, работа над классической манерой пения держится на отрабатывании:

  • правильного дыхания;
  • чёткой артикуляции;
  • использования резонаторов и опоры.

Дыхательные упражнения - то, с чего начинается каждое занятие по вокалу. Первым делом педагог приучит вас дышать животом - т.е. сформирует диафрагмальный тип дыхания. Его преимущества над прочими заключаются в том, что певец, опуская диафрагму, вдыхает наибольший объём воздуха и максимально расширяет грудную клетку резонатора. А чтобы воздух не кончался внезапно на длинных нотах, придётся ещё научиться грамотно расходовать дыхание.

Артикуляция в оперном пении и разговорная отличаются. Для полноценного использования головных резонаторов вокалисты расслабляют гортань, челюсть и опускают корень языка. Но, при этом, пение должно оставаться разборчивым! На помощь приходят упражнения артикуляционной гимнастики, скороговорки. Ещё рекомендуется соблюдение следующих правил:

  • начинаем фразу, заранее слегка приоткрыв губы (чтобы не петь с причмокиванием);
  • до окончания звучания ноты рот не закрываем (чтобы в конце строки не возникал звук [м]);
  • окончания слов подчёркиваем.

Возникновение чувства опоры голоса и активизация резонаторов напрямую зависят от чёткой и скоординированной работы дыхательных мышц и органов артикуляции.