Начинающие вокалисты частенько путаются и не улавливают разницу между фальцетом и натренированным головным голосом. Фальцет получается, когда вокалист берет высокие ноты в речевой позиции. В речевом диапазоне пишется большинство эстрадных и бардовских песен, а также шансон. В речевой тесситуре исполняют и многие народные композиции.

Фальцет в чистом виде в этих произведениях не используют, а относятся к фальцету как к украшению мелодии, вокальному приёму.

Композиции, диапазон которых выходит за рамки речевого, требуют умения брать высокие ноты «головным» звуком. «Головной» звук плотнее, в нем отсутствуют лишние воздушные шумы (в отличие от фальцета), в «головном» звуке появляется насыщенность. Это происходит за счёт другого режима работы голосовых связок: они растянуты, тонки и эластичны. Для исполнения головным голосом требуется натренированная вокальная координация и умение контролировать выдох.

Проводим уроки ОНЛАЙН индивидуально с преподавателем. Заполняете анкету и администратор всё расскажет.

Упражнения для тренировки головного голоса

  • Первый совет — расслабьте гортань. Перестаньте думать о высокой ноте как о высокой. Представьте, что берете ноту в среднем регистре и пойте в этом положении. Так вы избавитесь от психологического зажима, который мешает выдать плотный чистый звук. Пропеть ноту зажато и красиво одновременно не получится, поэтому расслабьтесь. Педагоги советуют для отвлечения внимания сделать пару-тройку физических упражнений. Подпрыгните, присядьте – что угодно; цель — отвлечься и не мешать организму петь!
  • Второй совет — перед началом звучания, толкните диафрагму вперед (резко и сильно). Это убирает лишнее подсвязочное давление воздуха на голосовые связки. Не забывайте про опору. Не давайте лишнему воздуху «убегать» в голосовую щель, контролируйте выдох, ощущайте напряженность и работу диафрагмы, но следите, чтобы напряжение не передавалось на гортань. Взять высокую ноту поможет правильный выдох, но не крик на связках.
  • И напоследок — старое как мир упражнение на развитие головного резонатора. Мычите на букве «М» и чувствуйте, резонирует ли лицо. Если чешется, трясётся и щекотится — вы на правильном пути! Выдерживайте позицию опущенной гортани и поднятого нёба, т.е. не забывайте о куполе. Для визуализации представьте, что у вам во рту яблоко. Если вы не освободите во рту место для звука, то высокую ноту не взять – вы услышите писк, визг или блеяние, но не пение.

Самостоятельно осваивать азы вокала не рекомендуется, так вы не проконтролируете правильность выполнения упражнений. Велика вероятность вбивания в мышечную память неверных движений. Поэтому не поленитесь, и посетите пару-тройку уроков пения для начинающих, где педагог научит азам – тогда и тренируйтесь самостоятельно.

 
Статью утвердил
Преподователь по дисциплине "Вокал" - Нагиева Кристина
 
27.04.2020