Что объединяет охотничий лук и скрипку? История. Древние греки отметили «музыкальность» этого оружия при натягивании тетивы, и создали кифару — первый струнный инструмент. На основе кифары появись другие струнные инструменты — мандолины, лютни, гусли, цимбалы, гитары и пр.; и уже потом — первые смычковые струнные инструменты. Изобретателями музыкальных инструментов было подмечено, что удар по струне вызывает короткий зычный звук, а вот если провести по ней палочкой с протянутым конским волосом, — то звук становится длинным, протяжным.
К академической группе смычковых инструментов относят скрипку, альт, виолончель и контрабас. Эта четвёрка ведёт в оркестровом исполнении и солирует.

Академические смычковые инструменты
- Скрипка — смычковый инструмент, который знает каждый. Однако в музыкальной среде скрипку различают по размерам. Выделяют такие группы скрипок — 1/16, 1/8, 1/4, 1/2, 3/4 и 4/4. 1/16 — для детей самого малого возраста — 3-4 лет, 4/4 — полноразмерная скрипка для взрослого человека. Кроме этого, скрипки делятся на классы, которые отражают качество сборки и соответствующего ему звучания (первый, второй класс). Звучит скрипка в высоком регистре.
- Альт сравнительно больше скрипки по размеру, а по устройству он идентичен скрипке. Альт — это «большая скрипка», корпус альта (резонаторный ящик) создаёт низкий звук, который иногда называют гнусавым. Альт, как и скрипка, во время игры держится на плече. Характер игры на альте, штрихи — как и на скрипке.
- Виолончель — это смычковый инструмент, который уже не играется на плече, а снимается на пол. Играют на виолончели сидя, вставляя инструмент в специальный упор. Традиционно виолончель в три раза больше полноразмерной (4/4) скрипки. Звучание виолончели происходит в том же диапазоне, что и речь человека. Техника игры на этом инструменте похожа на технику игры на скрипке, но из-за положения виолончели между ног музыканта, набор музыкальных приёмов ограничен.
- Контрабас — самый крупный смычково-струнный инструмент. Он больше полноразмерной скрипки в 3,5 раза. Как и виолончель, контрабас ставится на пол между ног у музыканта. Звук контрабаса низкий, густой. Благодаря этому, он считается не рядовым инструментом, но основой оркестра, на которую кладутся звучания других инструментов. Контрабас — частый гость джазовых ансамблей.
Неакадемические смычковые инструменты
Перечисленные музыкальные инструменты — принятые на вооружение «музыкальной академии». Однако кроме них известно много национальных смычковых инструментов, существовавших в различные периоды истории, а некоторые — использующиеся до сих пор. В этом списке:
- русский гудок,
- болгарская гадулка,
- немецкий фидель,
- шведская никельхарпа,
- норвежская хардангерфеле,
- казахский кобыз,
- индийские саранджи,
- монгольский морин хуур,
- китайская хуцинь,
- среднеазиатские кеманча и ребаб.
Записывайтесь на уроки скрипки для начинающих и стремитесь к мечте вместе с МузШок!