Опера – жанр искусства, где соблюдение рамок и канонов – основополагающий критерий качества продукта. Голос оперного исполнителя, профессионального певца, имеет рабочий диапазон в две октавы, в рамках которых звучит однородно. Переходы между регистрами плавные, сглаженные. Помимо рабочего диапазона в рамках двух октав, профессиональный певец имеет запас в терцию ниже и выше предельных нот — тогда их исполнение естественное, лёгкое и свободное.
Среди множества классификаций певческих голосов, чаще используют классификацию по высотности и полу.

Женские голоса
Женские голоса делятся на три типа: сопрано, меццо-сопрано и контральто (в порядке понижения высотности голоса).
Сопрано – голос высокий, диапазон Ля малой, До первой – До, Ре третьей октавы. В европейской школе вокала выделяют:
- Колоратурное сопрано;
- Лирико-колоратурное сопрано;
- Лирическое сопрано;
- Лирико-драматическое сопрано;
- Драматическое сопрано;
Подразделение сопрано на виды происходит за счет эмоциональной окраски голоса: драматическое сопрано плотное, атакующее, громкое. Драматическое сопрано – это героиня страстная, чувственная, лирическое сопрано – персонаж нежный, воздушный. Сопрано чаще исполняли главные роли и получали лавры поклонников-мужчин, поскольку играли хрупких леди силу особенностей голоса.
Меццо-сопрано – голос волевого персонажа, плотный, напористый. Голос часто используют для героинь немолодых и сильных характером. Диапазон — две октавы, начиная с ля малой октавы до ля второй октавы.
Контральто – редко встречающийся женский голос, звучит бархатисто. Не во всех оперных театрах вы найдете певицу-контральто.
Мужские голоса
Тенор. Тенор у мужчин как сопрано у женщин – высокий голос, по характеру звука выделяют лирический и драматический тенор. Если исполнитель придаёт пению фонический эффект типа дребезжания или серебристости – это характерный тенор. Характерные тенора востребованы для партий ярких персонажей – например, партия умудренного старика или хитреца.
Баритон – голос бархатистый, звучит в пределах Ля большой октавы – ля первой октавы. Универсальность баритонального певца позволяет исполнять героические, патриотические роли и раскрывать любовные, романтические темы.
Низкий мужской голос, звучащий в диапазоне фа большой октавы — фа первой – это бас. Басы редко похожи друг на друга: встречаются раскатистые, жёсткие басы, бывают и колокольные, и гудящие. Образы мужчин с басовым голосом разнообразны: они и отцы, и герои, и персонажи-аскеты. Бас реализуется даже в комическом образе.
Хотите узнать, к какому диапазону относится ваш голос? Посетите уроки вокала, где вас прослушает педагог, и ответит, к какому виду голоса относится ваш голос.
Опера — сценическая постановка, спектакль, где первостепенную роль играют не действия актеров, а музыка и пение. Приходя в театр, мы смотрим постановку и относимся к музыке как к украшению, способу вызвать и передать эмоции; приходя в оперу — мы слушаем. Правила и каноны в оперной постановке играют первостепенную роль.
Певцы поют в классической академической манере, достигая мощного и объемного звука благодаря использованию резонаторов. Академическому певцу микрофон ни к чему. Петь в академической манере не просто, не зря «опера» с итальянского переводится как «труд, работа».
Виды оперного пения
Речитатив. Оперное пение, подобное разговорному стилю. Напевно произнося речитатив, исполнитель подчиняется музыкальному ритму, что делает речитатив схожим и с разговором, и с песней. В речитативе сохраняются разговорные интонации: певец повествует рассказ, вопрошает, побуждает к действиям, восклицает… Речитатив выполняет переходную функцию, вставляется между ариями под сухой аккомпанемент.
Кантилена. Стиль исполнения, отличающийся мелодичностью, тягучестью звуков. Понятие «кантилена» применимо не только к опере: мастера-производители музыкальных инструментов проверяют изделия на предмет наличия кантилены. Если аккорд (с максимальным количеством открытых струн) звучит более тридцати секунд – кантилена есть, если звук затухает ранее — инструмент бракован.
Колоратурное пение. Стиль классического исполнения, в котором часто используются технически сложные вокальные приемы. Это переходы с грудного на головной регистр, мелизмы. Исполнитель колоратурного вокала звучит плавно и ровно во всех регистрах, издает звук яркий и насыщенный. Слушатель видит, якобы певцу не составляет труда исполнение вокальных пассажей. Традиционно — колоратурное пение — удел высоких голосов. В Средневековье колоратуру исполняли певцы, подвергшиеся кастрации, в двадцать первом веке колоратуру поют женщины-сопрано.
Три стиля оперного пения – речитатив, кантилена и колоратура – представленные в композиции в различных соотношениях, дают понятие о развитии оперы. В Итальянской опере восемнадцатого века преобладало колоратурное оперное пение, в девятнадцатом веке колоратура сочеталась с кантиленой.
Учат классическому вокалу в музыкальных школах и студиях. Записываясь на уроки академического вокала, придирчиво выбирайте педагога: от профессионализма и чуткости наставника зависят вокальные результаты ученика.