Первая музыка была одноголосой – исполнитель пел песню или музыкант на примитивном музыкальном инструменте играл мелодию. С течением времени музыка эволюционировала: музыкальные инструменты усложнились, а певцы стали петь дуэтами, квартетами, ансамблями, научились петь под аккомпанемент. Так и появилось многоголосье – исполнение нескольких мелодий одновременно, переплетающихся и образующих приятную для слуха композицию.

Основные виды многоголосья: гомофония и полифония. В гомофонии ведет мелодию один голос, а остальные вторят и аккомпанируют ему. Большинство современных произведений написаны в стиле гомофонии.

Полифония – это звучание нескольких равноправных мелодий единовременно. Полифония в музыке, набрав популярность в 16-17 вв, достигла расцвета в творчестве И. С. Баха. В одном произведении встречаются и полифония, и гомофония.

Проводим уроки ОНЛАЙН индивидуально с преподавателем. Заполняете анкету и администратор всё расскажет.

Виды многоголосного пения

Если перед вами хор исполняет композицию – не факт, что это многоголосье. Десять, двадцать, пятьсот человек способны петь одну и ту же мелодию, как во времена григорианского песнопения. Многоголосье  вы услышите, когда зазвучат разные мелодии единовременно.

Один из примитивных и ранних видов многоголосья – гетерофония. Гетерофония возникает, когда во время исполнения одной мелодии, певцы или музыканты периодически допускают ответвления, украшают мелодию или ошибаются.

Ленточное многоголосье – вид многоголосого исполнения, когда голоса звучат на определенном расстоянии, но движутся параллельно. 

Многоголосное пение в истории

Примером многоголосного пения, распространенного в православном богослужении, является партесное пение.  Это хоровое пение, количество голосов – с трёх до двенадцати, случается услышать партесное пение в сорок восемь голосов. Партесное пение, зародившись в католической Италии, перекочевало в польские земли, а затем распространилось в Москву. Историки говорят, что партесное многоголосье распространилось сперва на униатское богослужение, а затем проникло и в православную традицию.

Сегодня многоголосье мы слышим всюду. Сочиняют хоровые многоголосые композиции и концертируют с ними хора и ансамбли, эстрадная музыка — тоже многоголосье. Традиции богослужения православной и католической церквей сохраняются и развиваются, но многоголосое пение не теряет актуальности. Люди занимаются в церковных и светских хорах, посещают хор в музыкальных школах и студиях.

Эстрадное направление вокала

Думаете, эстрадное пение – удел самоучек, а вокальными техниками пользуются только певцы-академисты и народники? Это заблуждение! Эстрадный вокал требует кропотливой работы вокалиста над голосом и дыханием. Вокалисты-эстрадники в поисках собственного звука осваивают сложные технические вокальные приёмы, заимствованные из академического и народного вокала, и техники, характерные для эстрады.


Эстрадной музыкой называется то, что исполняется с эстрады и направлено на массовую аудиторию. Эстрадное направление отличается простым для восприятия ритмом. К эстрадной песне относят поп-музыку, хип-хоп, фолк, рэп, рок-музыку, Р’н’Б и другие популярные жанры. 

Между академической песней, народным вокалом и эстрадным направлением масса различий. Академический вокал – напористый, для академического певца не нужен микрофон. Звучание народной песни – чувственное и легко узнаваемое, с характерными национальными особенностями. Академическое и народное пение — каноническое, в нём не принято нарушать правила. Представители эстрадной школы вокала не ограничены строгими рамким, они экспериментируют . Эстрадный вокал предполагает использование вокальных приёмов из академической и народной техник, поиск собственного звучания, выработку индивидуальной манеры пения. Певец-эстрадник сочетает элементы техники академического вокала, исполнения в народной технике и пользуется характерными эстрадными приёмами.

Приём под названием йодль эстрада позаимствовала из народной песни. Йодлем называется приём чередования регистров: переход с грудного звучания на фальцет, и наоборот (обратный йодль). Поётся без слов, разновидности йодля встречаются в фольклоре Швейцарии, персидской музыке и азербайджанской песне, в народной музыке Грузии и Африки.

Певцы-эстрадники пользуются приёмом расщепления для добавления в песню характера, выразительности.  Они заставляют голосовой аппарат двигаться так, что к привычному звуку добавляется доля другого звука. Это может быть шум или музыкальный звук. На приёме расщепления основаны другие вокальные техники. Например, обертоновое пение, широко представленное в фольклоре. На технике расщепления основано пение субтоном (пение с придыханием), популярное в эстрадной школе вокала и джазе. Драйв – любимый приём рокеров – тоже основан на приёме расщепления. К направлениям драйва относятся гроулинг, дэт-вокал, рёв, хриплый голос. Драйв требует мастерства исполнителя: если исполнять драйв неправильно, можно повредить связки.  Пение, состоящие таких приёмов, называется экстрим вокалом, элементы которого применяются и в эстраде.

В эстрадном вокале распространено глиссандо – плавный переход с ноты на ноту, скольжение звука. Эстрадным приёмом считается пение фальцетом (без опоры).

Индивидуальное звучание эстрадного певца достигается благодаря сочетанию двух-трёх приёмов в одном произведении. Голос становится узнаваемым благодаря вокальным украшениям, они наполняют песню чувственностью, эмоциями.  Для исполнителя эстрадной песни внятная дикция необходима так же, как умение интонировать – в эстрадной музыке слова важны, и встречаются сложные для выпевания фразы. Чёткая речь и тренированное дыхание позволят вокалисту петь «неудобный» текст.

Как научиться петь бэк-вокал

Для бэк-вокалиста важно иметь музыкальный слух и подстраиваться под вокалиста во время пения. Если вокалист спустится на полотна ниже, а бэк – нет, то выйдет не полифония, а бардак. Поэтому бэк корректируется под солиста, в соответствие со своей целью – подчеркивать и делать песню красивее.

Чего делать нельзя, исполняя бэк:

  • Стараться выделиться. Задача – не выделяться, а вплетаться в песню;
  • Петь, не ориентируясь на вокалиста;

Советы, как стать хорошим бэк-вокалистом:

  • Смириться и принять то, что на сцене ты должен быть незаметен. Если нужна слава и признание – прокладывай себе дорогу в солисты;
  • Находитесь на сцене рядом с другими бэк-вокалистами, не стремись вылезти вперед. Это же касается и внешнего вида – одевайтесь как все бэк-вокалисты;
  • Отнеситесь к своей партии серьезно. Будьте профессионалом – выучите её.
  • Не нарушайте инструкции, которые даёт вокалист, исполняющий соло;

Вокалистов, исполняющих бэк-вокал, иногда просят двигаться, танцевать. Это часть шоу – будьте готовы к тому, что придется выполнять какие-нибудь телодвижения.

Если вы поёте бэк-вокал экспромтом, т.е. вас попросили внезапно подпеть, то становитесь на сцене так, чтобы видеть рот вокалиста – так вы будете понимать, когда он начинает/заканчивает петь. Начинайте и заканчивайте подпевать куплет плавно, чтобы ваше пение не выделялось.

Если чувствуете необходимость – сходите на занятие по вокалу, где педагог подскажет, как гармонично и правильно исполнять бэк-вокал.

 
Статью утвердил
Преподаватель по вокалу Гончарик Алина
Преподователь по дисциплине "Вокал" - Алина
 
27.04.2020