Приступая к изучению вокала, певец выбирает направление, к которому лежит душа. Существуют разные виды пения. Это или романсы в манере классического вокала, или эстрадные песни с присущей им свободой исполнения, поют и джазовые ритмы, и эмоциональные народные песни.

Какую манеру пения выбрать зависит от музыкальных предпочтений начинающего вокалиста. Ниже рассмотрим виды и основные жанры пения.

Академический вокал

Академическое пение — это оперы, мюзиклы, литургическое пение. Певцы-академисты поют в высокой вокальной позиции. Академический стиль — манера вокального исполнения при классической постановки голоса. Постановка певческого аппарата для академического пения предполагает высокое нёбо, благодаря которому голос звучит объёмно и настолько мощно, что певцу-академисту не нужен микрофон. Громкость достигается и за счёт попадания потока голоса в резонаторы. Каноны академического вокала сформировались в ХVI веке, для академического вокала недопустимы призвуки и форсирование звука.

Проводим уроки ОНЛАЙН индивидуально с преподавателем. Заполняете анкету и администратор всё расскажет.

Эстрадный вокал

Эстрадный вокал — это поиск собственного стиля пения. Нет строгости, присущей академической манере пения, что даёт певцу экспериментировать с вокальными приёмами, искать индивидуальный вокальный стиль. Глиссандо, вибрато, легато — это приёмы, характерные для эстрадного вокала. Нередко певцы-эстрадники используют речевую позицию голосового аппарата, пропевают приёмы из академического и народного вокала в поисках собственного стиля. Эстрадные песни — это поп-музыка, рок-музыка и всё, что поётся с эстрады. Для эстрадных композиций характерны несложные слова и форма, направленные на массового слушателя.

Джазовый вокал

Что такое джазовый вокал? Это затейливые ритмические рисунки, гибкость и подвижность голоса. Певцы-джазисты имитируют голосом звучание музыкальных инструментов, синтезируют вокальные приёмы народного и эстрадного пения, используют фальцет и грудное пение. Для исполнения африканских ритмов и их вариаций певцы-джазисты тренируют идеальное чувство ритма.

Народное пение

Этнический вокал задевает чувственностью, эмоциональностью — народные песни несут энергетику поколений. С технической точки зрения народное пение различается у разных этнических групп. Русский фольклор — это грудное пение, тирольское пение (йодль) — это переключение с грудного на головной резонатор и обратно. Андалузское пение и вовсе строится на крике и хрипах.

Начиная учиться петь, посоветуйтесь с педагогом по поводу подходящего стиля пения, и выбирайте тот стиль, который нравится вам.

Виды народного пения

Пример влияния традиций и образа жизни на формирование народного стиля пения – тирольское пение.  В альпийских горах пастухи, находясь на расстоянии друг от друга, перекликались – так и возникло тирольское пение.  В тирольском пении певец плавно сменяет верхний регистр нижним, и наоборот. Тирольское пение распространилось в эстрадную музыку, и применяется как украшающий приём – в нём нет слов, исполнитель пропевает слог «Йо».

Горловое пение – народное пение народов  Сибири, жителей монгольских и тибетских земель, тюркских народов. Во время гортанного пения исполнитель единовременно пропевает два и даже три звука за счет изменения формы резонирующих полостей и сокращений мышц горла. Горловое пение использовали шаманы в ритуалах, и по сей день оно окутано загадками. Поклонники гортанного пения после концерта чувствуют прилив сил и энергии, желания жить и развиваться. Аргументируют это полезными свойствами вибраций, исходящими от поющего исполнителя.

Русские народные песни знакомы по грудному звуку, прямой и открытой подаче гласных.  Тематика русского фольклора – быт, песни о труде и праздниках.  Кто не вспомнит пару-тройку частушек из детства?

Перечислить все известные стили народного пения непросто. Это и андалузское пение, и пение Шан Нос, и африканские мотивы.  Фольклорное пение стоит наряду с танцами и изобразительным искусством и несет традиции народа. Развиваясь, народные мотивы становятся достоянием мировой культуры.

Изучить все стили народного пения – всё равно, что изучить все языки мира.  Современная эстрада берет элементы из каждого стиля, и, синтезируя и развивая их, ищет индивидуальное звучание.  Некоторые стили требуют мощной опоры звука, какие-то – умение петь фальцетом. Научиться петь в определенном стиле поможет педагог на уроках вокала.

Виды григорианского пения

Католическое традиционное пение классифицировано по литургической функции, а также по предназначению исполнения во время конкретных церковных праздников.

Существуют ординарные и проприальные виды григорианского пения. В ординарных слова остаются неизменными и не зависят от праздника или службы, но изменяется музыкальное сопровождение. В проприальных песнопениях текст и музыка трансформируются, подстраиаясь под церковные праздники и конкретные службы.

Отличаются песнопения и по количеству звуков на один слог:

  • Силлабические песнопения – один слог = один звук (речитативный характер, исполняются псалмы, аккламации)
  • Невматические песнопения – один слог = два-три звука (интроиты, коммунио, некоторые мессы)
  • Мелизматические песнопения – на один слог приходится неограниченное количество звуков (респонсории оффиция, тракты, аллилуйи)

Виды григорианского пения по способу исполнения:

  • Антифонное – исполняется двумя чередующимися группами исполнителей;
  • Респонсорное  — во время исполнения чередуется сольное пение и групповое пение.

Судьба григорианского пения

Строго каноничное пение, казавшееся несокрушимым бастионом, эволюционировало. В 9 веке григорианское пение послужило базой и основой для развития многоголосья, а само григорианское пение потеряло свою значимость.

В ХХ-ХХI веках с развитием популярной массовой культуры, появились музыкальные группы, использующие традиции григорианского пения в своих песнях: Enigma, Gregorian, Era. Коллективы перерабатывают традиционное католическое песнопение и синтезируют с современными мотивами, получая уникальные произведения.

Древняя православная музыка

Древнейшие православные распевы возникли на территориях, религиозное и культурное развитие которых регулировала Византия (Греция, Кавказ, Древняя Русь и другие).

У наших предков главным видом богослужебного пения был знаменный распев. Название он получил из-за способа записи песнопений — знаками (т.е., знамёнами по древнерусски). Нот тогда ещё не изобрели, поэтому текст распевов сопровождался значками, указывающими на паузы, повышение и понижение тона и прочее. В отличие от нот, «знамёна» не несли информации, как должен звучать тот или иной слог. Поэтому петь с листа в те времена было невозможно. Певчий сначала должен был заучить текст и мелодию, слушая чужое пение, а потом исполнять, используя запись как подсказку. Из-за этого мелодии и манеры исполнения одних и тех же напевов в разных приходах отличались.

Несмотря на крайнюю неоднозначность записей распевов, сохранившихся до нашего времени, энтузиасты стремятся возродить знаменное пение в Русской Православной Церкви. А вот в Старообрядческой Церкви по знаменным записям поют до сих пор.

Партесное пение

До XVII века для церковной музыки характерно одноголосное исполнение (Григорианское пение). Но под влиянием католических традиций на территории современных Украины и Беларуси в православие пришло многоголосие. В России оно распространилось в XVIII веке, и стало настолько популярным, что церковную партесную музыку писали даже композиторы Д. С. Бортнянский, С. В. Рахманинов и другие.

Сегодня многоголосное партесное пение главенствует в православных церковных обрядах.

Духовные стихи

Археологи находили записи песен на духовные темы («псальмы»), относящиеся ещё к XV веку, но распространение они получили только в XVII. Авторами и исполнителями тогда были калики перехожие – паломники в Святую землю. После паломничества они странствовали по Руси, зарабатывая на жизнь пением псальм под лиры, гусли и жалейки. Народ калик перехожих почитал, считая, что уход от мелочных житейских проблем к скитаниям наделяет человека мудростью.

К духовным стихам относятся ещё канты (возникли под влиянием польских силлабических стихов), колядные песни. Распространены песни на духовные темы в старообрядческих и сектантских общинах, но в последнее время интерес к духовным стихам: успешно издаются и продаются поэтические и певческие сборники духовной поэзии.

Музыкальная школа искусств для детей и взрослых МузШок приглашает на обучение всех желающих!

 
Статью утвердил
Преподователь по дисциплине "Вокал" - Подун Виктория
 
27.04.2020