Характер фактуры аккомпанемента весьма разнообразен. Это зависит от многих факторов. Но в первую очередь изменения фактуры сопровождения связаны с историческими особенностями ее становления. Каждому времени присущи свои каноны. Разные эпохи, исторические этапы по-своему отражают действительность и определенным образом влияют на формирование музыкальных стилей, жанров, форм и т.д. Обратимся к вопросу эволюции фактуры.
Слово «фактура» в переводе с латинского языка означает «изготовление», «обработка», «строение». В широком смысле — это одна из сторон музыкальной формы, в более узком — конкретное оформление музыкальной ткани, музыкальное изложение.
Понятие «фактура» может рассматриваться в различных сочетаниях: фактура и форма, фактура и склад, фактура и материал, фактура и содержание. Основное значение имеет терминологическая пара фактура-склад (имеется в виду музыкальный склад).

Виды фактуры
Монодическая фактура. Она предполагает только горизонтальное измерение (вертикаль исключается). Примерами могут служить григорианское пение и знаменный распев, где одноголосная музыкальная ткань и фактура тождественны. Музыку восточных народов, не знавших многоголосия, отличает богатая монодическая фактура. Можно предположить, что именно здесь появляются первые типы аккомпанементов, так как в узбекском и таджикском макоме пение дублируется инструментальным ансамблем с участием ударных. Мелодию сопровождает усуль (ритмическая формула). Монодический склад и фактура легко принимают форму, промежуточную между монодией и полифонией, — гетерофонное изложение, где унисонное пение в процессе исполнения усложняется различными мелодико-фактурными вариантами.
Полифоническая фактура.
Ее сущность заключается в соотнесенности одновременно звучащих мелодических линий, относительно самостоятельное развитие которых составляет логику музыкальной формы. Важными качествами являются плотность и разреженность, т.е. «вязкость» и «прозрачность», которые регулируются числом полифонических голосов (например, Месса Дж. Палестрины, Фуга До мажор из 1-го тома «Хорошо темперированного клавира» И.С. Баха, кода финала Симфонии до минор С.И. Танеева).
Для полифонической фактуры типичны единство рисунка, отсутствие резких контрастов звучности, постоянное число голосов. Одним из свойств является текучесть, которая достигается стиранием цезур, разделяющих построения, незаметность переходов от одного голоса к другому. Полифоническую фактуру отличает постоянное обновление, отсутствие буквальных повторений при сохранении полного тематического единства. Огромное значение для этой фактуры имеет ритмическое и тематическое соотношение голосов.
Типы полифонической фактуры:
- Хоральная фактура, возникающая при одинаковых длительностях во всех голосах. В этом случае движение определяется развертыванием мелодической линии в каждом из голосов, а не функциональными отношениями гармонических вертикалей. Данная фактура не тождественна аккордово-гармонической.
- Фактура, основанная на абсолютной метроритмической независимости голосов, как в мензуральных канонах. Мензуральная нотация допускала фиксирование и высоты, и относительной длительности звуков в отличие от невменной нотации, которая указывала лишь направление движения мелодии, и сменившей ее хоральной нотации, где обозначалась высота звуков (в мензуральной нотации допускалось двудольное и трехдольное дробление тех же длительностей). Самым распространенным типом является комплементарная полифоническая фактура, которая определяется тематическим и ритмическим подобием самостоятельных голосов (в имитациях, канонах, фугах и др.). Следует отметить, что полифоническая фактура не исключает резкого ритмического расслоения и неравнозначного соотношения голосов: контрапунктирующие голоса (мессы, мотеты XV — XVI вв.).
- Разнотемная полифония, создающая живописное фактурное сплетение. Свое развитие она получила в музыке XIX — XX вв. (заключение оперы Р. Вагнера «Валькирия»).
- Фактура линеарной полифонии, основанная на движении гармонически и ритмически не соотнесенных голосов. Мелодическую линию образует последовательное движение звуков различной высоты (например, Д. Мийо «Камерные симфонии»).
- Фактура, связанная со сложными диссонирующими дублировками полифонических голосов и переходящая в полифонию пластов (наиболее часто встречается в произведениях О. Мессиана).
- «Дематериализованная» пуантилистическая фактура, специфика которой состоит в том, что музыкальная мысль излагается не в виде тем или мотивов, а с помощью отрывистых звуков (преимущественно с широкими скачками, обнажающими одиночные точки в различных регистрах), окруженных паузами. Для пуантилизма типична пестрокрасочная россыпь ярких точек (звуков). Это один из современных методов композиции — письмо «точками». Родоначальником пуантилизма считается А. Веберн.
Гармоническая фактура.
Именно гармонический склад предполагает необычайное многообразие типов рассматриваемой фактуры. Первым и элементарным является ее разделение на гомофонно-гармоническую и собственно аккордовую. Аккордовая фактура многоритмична: в ней все голоса изложены звуками одинаковой длительности (например, начало увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» П.И. Чайковского). Гомофонно-гармоническую фактуру отличает четкое разделение рисунков мелодии, баса и дополняющих голосов (например, Ф. Шопен — начало Ноктюрна до минор).
Различают следующие типы изложения гармонических созвучий.
- Гармоническая фигурация аккордово-фигуративного типа, которая представляет собой ту или иную форму поочередного изложения звуков аккорда. Яркий пример, Прелюдия До мажор из 1-го тома «Хорошо темперированного клавира» И.С. Баха.
- Ритмическая фигурация — повторение звука или аккорда. Например, в Поэме А.Н. Скрябина Ре мажор (ор. 32, № 2).
- Различные дублировки, например, в октаву при оркестровом изложении (менуэт из Симфонии соль минор В.А. Моцарта) или длительное удвоение в терцию, сексту и т.д., образующее «ленточное движение» («Музыкальный момент» С.В. Рахманинова, ор. 16, № 3).
- Разнообразные виды мелодических фигурации, основывающихся на привнесении мелодического движения в гармонические голоса — усложнение аккордовой фигурации проходящими и вспомогательными звуками (этюд до минор Ф. Шопена, ор. 10, № 12), мелодизация (хор и оркестровое изложение основной темы в начале 4-й картины оперы «Садко» Н.А. Римского-Корсакова), полифонизация голосов (вступление к «Лоэнгрину» Р. Вагнера), мелодико-ритмическое «оживление» органного пункта (4-я картина «Садко», цифра 151).
Нередко виды фактуры связаны с определенными жанрами, что является основанием для совмещения в произведениях разных жанровых признаков. Фактура сохраняет признаки того или иного исторического или индивидуального музыкального стиля.