Если требуется построить вводные септаккорды или какие-либо из их обращений от конкретного заданного звука, то ориентироваться придётся на интервальный состав. Всякий, кто умеет строить интервалы, построит такое без особых проблем. Главный вопрос, который нужно будет решить, – это определение тональности и разрешение в неё вашего построения. Малый вводный мы разрешаем только в мажор, а уменьшённый – и в мажор, и в минор (при этом тональности будут одноимённые – например, до мажор и до минор, или соль мажор и соль минор). Как узнать конкретно что за тональность? Очень просто: нужно просто звук, от которого строите, рассмотреть как одну из ступеней искомой тональности:

Если вы построили VII7, то ваш нижний звук окажется соответственно VII ступенью, и, шагнув ещё на ступень вверх, вы тут же получите тонику;

Рассмотрим построение данного (уменьшенного вводного) аккорда от ноты ми. Получим звуки ми – соль – си бемоль – ре бемоль. Известно, что уменьшенный вводный аккорд строится в мажоре на 7 ступени и на 7 повышенной в миноре. Благодаря этому мы можем определить тональности, в которые разрешается данный септаккорд. Основной тон, т.е. в данном случае нота ми воспринимается как 7 ступень в мажоре и 7 повышенная ступень в миноре, значит первой ступенью будет нота фа. Данный аккорд разрешается в фа мажор и фа минор либо напрямую в тоническое трезвучие, либо через Д7 и его обращения. Чтобы определить, какое обращение должно быть использовано, вспоминаем круговую последовательность разрешения септаккорда 7 ступени в тональности.

Урок сольфеджио №30: Построение ум77 от звука и разрешение в 2 тональности