Гораздо сложнее, чем построение доминантового септаккорда в тональностях мажора и минора – построение обращений доминантсептаккорда от звука. При этом тональность заранее неизвестна, и её необходимо определить в процессе выполнения задания. Для того, чтобы справиться с этим, необходимо знать, во-первых, интервальную структуру доминантсептаккорда и его обращений:

  • Доминантсептаккорд – б3 + м3 + м3
  • Доминантовый квинтсекстаккорд – м3 + м3 + б2
  • Доминантовый терцквартаккорд – м3 + б2 + б3
  • Доминантовый секундаккорд – б2 + б3 + м3

Д7 и его обращения от звука. Разрешение в 8 тональностей.

Чтобы построить от заданной ноты доминантсептаккорд или одно из его обращений, необходимо сначала верным образом просчитать все три интервала, из которого аккорд состоит.

Для разрешения необходимо определить тональность. Тоника будет ровно на квинту ниже пятой ступени и на пол тона выше седьмой. Определив, где находится тоника, вы сможете узнать тональность и её ключевые знаки. Доминантсептаккорд или его обращение разрешаются в мажор и одноименный минор. При разрешении в минор необходимо помнить о знаке седьмой гармонической ступени. Знак перед этой нотой будет в любом случае. В зависимости от тональности это будет бекар, диез или дубль-диез.

Рассмотрим подробнее.

Если разрешается Д7, построенный от звука, то тональности, в которые он разрешается, будут ровно на чистую квинту ниже основного звука аккорда. В случае построение Д7 от ноты ре, основным тоном аккорда является нота ре, а значит он разрешается в (ре минус чистая квинта) соль мажор и соль минор.

Если разрешается Д65, построенный от звука, то тональности, в которые он разрешается, будут на малую секунду выше нижнего звука аккорда. В случае построение Д65 от ноты ре, нижним звуком аккорда является нота ре, а значит он разрешается в (ре плюс пол тона) ми бемоль мажор и ми бемоль минор.

Если разрешается Д43, построенный от звука, то тональности, в которые он разрешается, будут на большую секунду ниже нижнего звука аккорда. В случае построение Д43 от ноты ре, нижним звуком аккорда является нота ре, а значит он разрешается в (ре минус тон) до мажор и до минор.

Если разрешается Д2, построенный от звука, то тональности, в которые он разрешается, будут на чистую квинту выше нижнего звука аккорда. В случае построение Д2 от ноты ре, нижним звуком аккорда является нота ре, а значит он разрешается в (ре плюс чистая квинта) ля мажор и ля минор.

Урок сольфеджио №29: Д7 и его обращения от звука. Разрешение в 8 тональностей.

Урок сольфеджио №29: Д7 и его обращения от звука. Разрешение в 8 тональностей.