Каденцией называется последовательность нескольких звуков или аккордов, заключающих построение.

По гармоническому строению каденции различаются по характеру заключения и по функциональному составу (отношение нетонических аккордов к тонике: автентические или плагальные).

Основные типы каденций по гармоническому строению:

  • Полная – заканчивающаяся на T53. Она бывает совершенной и несовершенной. Совершенная – T в мелодическому положении примы, в тяжелом такте, после D или S в основном виде, а не в обращениях. Несовершенная – если хотя бы одно из этих условий не соблюдается.
  • Половинная – заканчивающаяся на D (реже на S). Встречаются и иные половинные каденции – в начальном предложении финала сонаты op. 2 №3 Бетховена каденция на DD.
  • Прерванная (или ложная) – нарушенная полная автентическая каденция путём подмены тоники каким-нибудь другим аккордов: VI53, S6, T6, побочной доминантой и т.п.

По положению в форме каденции бывают:

  • Заключительные (чаще наиболее совершенные заключения)
  • Серединные (в середине построения, например, в конце первого предложения периода)
  • Дополнительные (повторные кадансы после заключительных)
  • Вторгающиеся (при наложении – когда окончание каденции совпадает с началом следующего построения).

Прерванный каданс на месте ожидаемого заключительного должен считаться «неудавшимся» заключительным, т.е. по функции заключительным, который, однако, не осуществляется и в конечном счёте оказывается подобным серединному. Если же прерванный каданс заканчивает период (Вагнер, Романс Вольфрама» из оперы «Тангейзер»), он, безусловно, относится к типу заключительного.

Для того чтобы T или другой устойчивый звук наилучшим образом выражали окончание музыкальной мысли или её части, их вводят в специальных условиях:

  1.  появление этого устойчивого звука на тяжелой или относительно тяжелой доле такта;
  2. появление его тогда, когда музыкальная мысль подходит к концу;
  3. в известной мере возвращение мелодии время от времени к устойчивому звуку, что подкрепляет его значение как опоры и т.д.

Кадансовый квартсекстаккорд (К64) – это Т64, используемый в автентических полных, половинных и прерванных каденциях перед D. Он приходится на более сильную долю, нежели D и происходит от двойного задержания к D53 и тройного – к D7.

По звуковому составу К64 представляет собой тонический аккорд, но, являясь задержанием к D, выполняет доминантовую функцию.