Вводный септаккорд (VII7) или септаккорд VII (вводной) ступени является одним из главных септаккордов доминантовой группы.

По структуре и звучанию септаккорд VII ступени — это малый с уменьшенной квинтой септаккорд в натуральном мажоре и уменьшенный септаккорд в гармоническом мажоре и гармоническом миноре. Как и любой другой септаккорд, VII7  имеет три обращения: VII65 на II ступени, VII43 на IV ступени и VII2 на VI ступени лада.

Так вот, вводный септаккорд – это септаккорд, который строится на седьмой ступени. Седьмая ступень, если помните, называется вводной, она самая неустойчивая, располагается на расстоянии полутона по отношению к тонике. Такая вот вводная функция этой ступени распространила своё действие и на аккорд, который на этой ступени построен.

Они бывают двух видов – малые и уменьшённые. Малый вводный септаккорд строится на VII ступени натурального мажора, и только. Уменьшённый вводный септаккорд можно построить в гармонических ладах – гармоническом мажоре и гармоническом миноре. Один из этих двух видов аккордов будем условно обозначать так – МVII7 (малый вводный или малый уменьшённый), а другой так – УмVII7 (уменьшённый). Эти два аккорда различаются своим интервальным составом, но в основе каждого из них лежит уменьшённое трезвучие. Малый уменьшённый, или по-другому, малый вводный септаккорд состоит из двух малых терций (то есть уменьшённого трезвучия), над которыми достраивается ещё одна терция, но уже большая. Между крайними звуками этого септаккорда образуется интервал малой септимы. Уменьшённый вводный септаккорд, или, как иногда говорят, просто уменьшённый состоит из трёх малых терций. Можно их разложить так: две малых (то есть фактически уменьшённое трезвучие в основании) и над ними ещё одна малая терция. Между крайними звуками этого септаккорда образуется интервал уменьшённой септимы. Взгляните на этот нотный пример:

Урок сольфеджио №26: Септаккорд 7 ступени. Его обращения и разрешения.

Какие обращения есть у вводных септаккордов?

Абсолютно любой септаккорд имеет три обращения, они всегда одинаково называются. Это квинсекстаккорд (опознавательный знак – циферки 65), терцквартаккорд (узнаем по цифрам 43 справа) и секундаккорд (обозначается двойкой – 2). Откуда взялись эти странные названия, вы можете узнать, если почитаете статью «Структура аккордов и их названия». Кстати, помните, что обращений трезвучий (трёхзвучных аккордов) всего два? Итак, и малый вводный и уменьшённый вводный аккорды имеют по три обращения, которые получаются оттого, что каждый раз мы нижний звук аккорда переносим на октаву вверх, либо, наоборот, верхний звук перемещаем на октаву вниз. Давайте разберёмся с интервальным строением каждого аккорда, получающегося в результате обращения:

МVII7 = м3 + м3 +б3

МVII65 = м3 + б3 + б2 МVII43 = б3 + б2 + м3

МVII2 = б2 + м3 + б3

Пример всех этих аккордов в тональности до мажор:

Урок сольфеджио №26: Септаккорд 7 ступени. Его обращения и разрешения.

УмVII7 = м3 + м3 + м3

УмVII65 = м3+ м3 + ув2

УмVII43 = м3 + ув2 + м3

УмVII2 = ув2 + м3 +м3

Нотный пример всех этих аккордов в тональности до минор (в до мажоре будут те же звуки, только си-бекар будет обычной нотой си без дополнительных значков):

Урок сольфеджио №26: Септаккорд 7 ступени. Его обращения и разрешения.

С помощью приведённых нотных примеров вы и сами легко можете вычислить, на каких ступенях строится каждый из аккордов. Так, если септаккорд седьмой ступени в своём основном виде, естественно, строить нужно на VII ступени (только в миноре это будет VII повышенная). Первое обращение – квинтсекстаккорд, или VII65 – будет располагаться на II ступени. Бас терцквартаккорда седьмой ступени, VII43 – это во всех случаях IV ступень, а основанием третьего обращения – секундаккорда, VII2 – будет VI ступень (в мажоре, если нам нужен уменьшённый вариант аккорда, то мы эту шестую ступень должны понизить).

Разрешение вводных септаккордов в тонику

Вводные септаккорды можно разрешать в тонику двумя способами. Один из них заключается в том, чтобы сразу переводить эти неустойчивые созвучия в тонические устойчивые. То есть, другими словами, здесь имеет место выполнение прямого разрешения в тонику. При таком методе тоника на исходе получается не совсем обычная, но об этом чуть позже. Каков же другой способ разрешения? Другой способ основывается на том, что вводные септаккорды или их обращения не сразу переходят в тонику, а через некоего проводника – какой-нибудь «вспомогательный» аккорд. И в роли такого проводника выступают обращения доминантсептаккорда. А уже потом этот доминантсептаккорд (или какое-то из его обращений) разрешается в тонику по всем правилам. Аккорд-проводник выбирается по принципу: тот, который строится на той же ступени, что и разрешаемый аккорд, или тот, который находится очень близко. Построение вводных аккордов возможно на всех неустойчивых ступенях (на VII строится VII7, на II – VII65, на IV – VII43, а на VI – VII2). На этих же ступенях, кроме одной из четырёх – шестой ступени, строятся и обращения доминантового септа: на VII ступени можно написать D65, на II – D43 и на IV – D2. А вот для VI ступени придётся использовать в качестве проводника сам доминантовый септаккорд в своём основном виде – D7, который строится на пятой ступени, то есть располагается на одну ступеньку ниже разрешаемого вводного секундаккорда.

Урок сольфеджио №26: Септаккорд 7 ступени. Его обращения и разрешения.

Чтобы быстро сообразить, какой доминантовый аккорд поставить после вводного, придумали пользоваться так называемым «правилом колеса». По правилу колеса для разрешения вводного септа берется первое обращение доминантового септа, для разрешения первого обращения вводного – второе обращение доминантового, для второго вводного – третье доминантовое и т.д. Можно изобразить это наглядно – будет понятнее. Нарисуем колесо, расположим по его четырём сторонам обозначения обращений септаккордов в виде цифр и находим последующие аккорды, двигаясь по часовой стрелке.

Урок сольфеджио №26: Септаккорд 7 ступени. Его обращения и разрешения.

Теперь вернёмся к способу разрешения вводных септаккордов, заявленному ранее. Переводить эти неустои будем сразу в тонику. Поскольку в септаккорде четыре звука, а в тоническом трезвучии три, то при разрешении какой-то из звуков трезвучия просто будет удвоен. Тут то и начинается самое интересное. Удвоения в тоническом трезвучии будут ненормативные. Что это значит? Дело в том, что обычно в тоническом трезвучии удваивается прима – основной, самый устойчивый тон, тоника. А тут удваиваться будет терция – третья ступень. И это не прихоть. На всё есть свои причины. В частности огромное значение правильное разрешение будет иметь при непосредственном переходе в тонику уменьшённого вводного аккорда, в составе которого целых два тритона, их обязательно нужно разрешить правильно. Ещё один интересный момент. Не всякое обращение вводных септов будет разрешаться именно в трезвучие. Квинсекстаккорд и терцквартаккорд, например, будут переходить в секстаккорд с удвоенной терцией (с удвоенным басом), а секундаккорд – в тонический квартсекстаккорд, и только сам вводный в основном виде соизволит перейти в трезвучие.

Урок сольфеджио №26: Септаккорд 7 ступени. Его обращения и разрешения.