Септаккорд II ступени (II7) — главный септаккорд субдоминантовой группы. По аналогии с доминантсептаккордом (D7) его также называют субдоминантсептаккордом.

По звучанию II7  — это малый минорный септаккорд  на II ступени мажора и малый с уменьшенной квинтой септаккорд на II ступени минора и гармонического мажора. Как и любой другой септаккорд, II7  имеет три обращения:  II65 (квинтсекстаккорд) на IV ступени, II43 (терцквартаккорд) на VI ступени и II2 (секундаккорд) на I ступени лада.

Разрешить II7 и его обращения можно сразу в аккорд тоники с удвоенной квинтой (реже — терцией) на ближайшей ступени в басу . При этом II ступень (основной тон) разрешается вверх, в III ступень; IV ступень (терцовый тон) — тоже  вверх, в V ступень (либо вниз  —  в III ступень); VI ступень (квинтовый тон)— вниз, в V ступень; I ступень (септима аккорда) остается на месте как устойчивая.

Урок сольфеджио №24: Септаккорд 2 ступени. Его обращения и разрешения.

Урок сольфеджио №24: Септаккорд 2 ступени. Его обращения и разрешения.

Однако, существует еще один способ разщрешения второй ступени септаккорда через аккорды доминантовой группы, в частности Д7 и его обращения.

При таком виде разрешении, после септаккорда второй ступени следует сам Д7 или его обращение, которое уже разрешается в тонику.

Урок сольфеджио №24: Септаккорд 2 ступени. Его обращения и разрешения.

Данная схема помогает наглядно определить, какое обращение Д7 необходжимо использовать в разрешении второй ступени 7.

II7 разрешается через Д43 и напрямую в развернутое тоническое трезвучие.

II65 разрешается через Д2 и тонический секстаккорд.

II43 разрешается через Д7 и в сокращенное тоническое трезвучие.

II2 разрешается через Д 65 и в обычное тоническое трезвучие.