Септаккорд - аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по терциям. Крайние звуки септаккорда образуют интервал септимы, от этого и происходит название аккорда.

Наиболее распространен септаккорд, строящийся в мажоре и гармоническом миноре на V ступени. Он называется доминантсептаккордом.Доминантсептаккорд состоит из мажорного трезвучия с добавленной сверху малой терцией (б.З+м.З+м.З). Звуки доминантсептаккорда, считая от основного, называются: прима (основание аккорда), терция, квинта и септима (вершина аккорда).

Доминантсептаккорд обозначается следующим образом— V7:

Доминантсептаккорд имеет три обращения, которые называются: 1-е обращение квинтсекстаккордом (6/5), 2-е обращение терцквартаккордом (4/3) и 3-е обращение секундаккордом (2).

Названия обращений доминантсептаккорда основаны на интервалах, образующихся от нижнего звука аккорда к его основанию и вершине:

Для того, чтобы уметь строить доминантсептаккорд и его обращения в тональности и от данного звука, необходимо знать порядок расположения интервалов, составляющих эти аккорды, и ступени, на которых они строятся.

Д7— б.З+м.З+м.З; на V ступени

Д65 — м.З+м.З+б.2; на VII

Д43 —м.З+б.2+б.З; на II

Д2 — 6.2+б.З+м.З; на IV

Урок сольфеджио №21: Д7, его обращения и разрешения

Доминантсептаккорд и его обращения требуют разрешения. Они разрешаются по принципу тяготения неустойчивых звуков в устойчивые:

  • Доминантсептаккорд разрешается в неполное тоническое трезвучие с пропущенной квинтой и утроенным основным звуком;
  • Квинтсекстаккорд разрешается в полное тоническое трезвучие с удвоенной примой;
  • Терцквартаккорд разрешается в полное тоническое трезвучие с удвоенным основным звуком в октаву;
  • Секундаккорд разрешается в тонический секстаккорд с удвоенной примой.

Урок сольфеджио №21: Д7, его обращения и разрешения