Семиступенные лады в народной музыке встречаются довольно часто. Последовательности интервалов между ступенями в этих ладах различны, что отличает их от натуральных мажора и минора, а также друг от друга. Несмотря на это, основой этих ладов является либо мажорный лад, либо минорный, поэтому лады народной музыки можно рассматривать как разновидности мажорного или минорного лада.

Основных ладов было шесть. Каждый из них можно сравнить с современным мажором или минором:
- Ионийский (совпадает с мажором)
- Эолийский (совпадает с минором)
- Лидийский (отличается от мажора IV повышенной ступенью)
- Миксолидийский (отличается от мажора VII пониженной ступенью)
- Фригийский (отличается от минора II пониженной ступенью)
- Дорийский (отличается от минора VI повышенной ступенью)
Существовал также локрийский лад, который использовался редко, и отличался от минора двумя пониженными ступенями — II и V:
Описание звукоряда | Название |
Мажор, повышена IV ступень | Лидийский лад |
Мажор, понижена VII ступень | Миксолидийский лад |
Минор, понижена II ступень | Фригийский лад |
Минор, повышена VI ступень | Дорийский лад |
Из современных ладов большое значение имеют увеличенный и уменьшённый лады, введенные в употребление в середине 19 века.
В увеличенном ладу шесть звуков расположены последовательно по тонам, седьмой звук-повторение тоники. Написание увеличенного лада свободное — любой звук можно заменить энгармонически:
Впервые этот лад применил М. Глинка для характеристики Черномора в опере «Руслан и Людмила».
Впоследствии и другие композиторы использовали этот лад для создания призрачных образов. (Например, К. Дебюсси в прелюдии «Паруса»).
Уменьшённый лад строится путём чередования тонов и полутонов. В основе его — Ум 53 или Ум 7. Он встречается у Римского-Корсакова в сказочных произведениях, и имеет также название «гамма Римского-Корсакова»,
«гамма тон-полутон»
и «полутон-тон»
Увеличенный и уменьшённый лады получили более широкое применение в музыке 20 века.