Кварто-квинтовый круг тональностей или просто квинтовый круг - это схема для удобного и быстрого запоминания всех тональностей и ключевых знаков в них. В вершине квинтового круга находится тональность До мажор; по часовой стрелке - диезные тональности, тоники которых расположены по чистым квинтам вверх от тоники исходного До мажора; против часовой стрелки - круг бемольных тональностей, расположенных также по чистым квинтам, но только вниз. При этом, при движении по квинтовому круг по часовой стрелке с каждой новой тональностью постепенно возрастает количество диезов (от одного до семи), при движении против часовой стрелки, соответственно, от одной тональности к другой возрастает количество бемолей (также от одного до семи).

Урок сольфеджио №11: Квинтовый круг тональностей

Квинта в этой схеме - самый главный интервал. Почему именно чистая квинта? Потому что квинта - это физически (акустически) наиболее естественный способ перехода от одного звука к другому, и этот простой интервал был рождён самой природой. Итак, диезные тональности располагаются по чистым квинтам вверх. Первая квинта строится от ноты «до», то есть от тоники До мажора, чистой тональности без знаков. Квинта от «до» - это «до-соль». Значит, нота «соль» становится тоникой следующей тональности по квинтовому кругу, это будет тональность Соль мажор и в ней будет один знак - фа-диез. Следующую квинту строим уже от звука «соль» - «соль-ре», полученный звук «ре» - тоника очередной тональности квинтового круга - тоника гаммы Ре мажор, в которой два знака - два диеза (фа и до). С каждой построенной квинтой мы будем получать новые диезные тональности, и количество диезов будет все более возрастать, пока не достигнет семи (пока все ступени не окажутся повышенными). Таким образом, если строить квинты, начиная от «до», то у нас получается следующий ряд тональностей:

  • Соль мажор (1 диез),
  • Ре мажор (2 диеза),
  • Ля мажор (3 диеза),
  • Ми мажор (4 диеза),
  • Си мажор (5 диезов),
  • Фа-диез мажор (6 диезов),
  • До-диез мажор (7 диезов).

Ряд записанных тоник оказался настолько широк своим размахом, что приходится начинать записывать его в басовом ключе, а заканчивать в скрипичном.

Урок сольфеджио №11: Квинтовый круг тональностей

Порядок, в котором прибавляются диезы: ФА, ДО, СОЛЬ, РЕ, ЛЯ, МИ, СИ.

Урок сольфеджио №11: Квинтовый круг тональностей

Бемольные мажорные тональности располагаются по чистым квинтам вниз от «до». Точно также с каждой новой тональностью происходит увеличение количества бемолей в гамме. Ряд бемольных тональностей следующий: Фа мажор (один бемоль), Си-бемоль мажор (2 бемоля), Ми-бемоль мажор (3 бемоля), Ля-бемоль мажор (4 бемоля), Ре-бемоль мажор (5 бемолей), Соль-бемоль мажор (6 бемолей) и До-бемоль мажор (7 бемолей).

Урок сольфеджио №11: Квинтовый круг тональностей

Порядок появления бемолей: СИ, МИ, ЛЯ, РЕ, СОЛЬ, ДО, ФА. Бемоли так же, как и диезы, добавляются по квинтам, только вниз. Более того, порядок бемолей совпадает с порядком тональностей бемольной ветви кварто-квинтового круга, начиная с Си-бемоль мажора.

Урок сольфеджио №11: Квинтовый круг тональностей

Ну а теперь, наконец, представим собственно весь круг тональностей, в который для полноты отображения мы добавим ещё и параллельные миноры для всех мажоров.

Урок сольфеджио №11: Квинтовый круг тональностей

Кстати, квинтовый круг нельзя строго назвать кругом, он представляет собой скорее некое подобие спирали, так как на определённом этапе некоторые тональности пересекаются из-за совпадения по высоте звучания. Кроме того, квинтовый круг не является замкнутым, его можно продолжить новыми более сложными тональностями с двойными знаками альтерации - дубль-диезами и дубль-бемолями (такие тональности используются в музыке крайне редко).