Голос – это не просто инструмент для общения человека с человеком. Это наша визитная карточка, это то, от чего зависит, какое впечатление мы произведём на окружающих. Не удивительно, что периодически люди задумываются, насколько приятно их голос звучит для остальных.

Самый неудачный способ сделать выводы о тембре своего голоса – это просто прислушаться к его звучанию в процессе речи или пения. Причина в том, что то, как мы слышим собственный голос и то, как его слышат окружающие – две большие разницы. Нам ведь слышны не только колебания воздуха, прошедшего через голосовые складки, но и колебания, дошедшие до барабанных перепонок через кости и мышцы. Так что субъективно большинство людей считают, что их голос ниже, чем он есть в действительности.

Так что, чтобы адекватно оценить красоту собственного голоса, лучше воспользоваться звукозаписывающей аппаратурой. Возможно, для этого подойдёт даже смартфон. Главное – чтобы он не искажал звук и писал чисто.

Проводим уроки ОНЛАЙН индивидуально с преподавателем. Заполняете анкету и администратор всё расскажет.

От чего зависят высота и тембр голоса

Что в пении, что в речи высота и тембр голоса зависит от строения органов речевого аппарата:

  • длины и толщины связок;
  • объёма и формы резонаторов;
  • привычных движений мышц глотки, губ, щёк.

Поэтому кардинально изменить высоту голоса и стать из баса тенором или из контральто сопрано не получится. Однако обогатить тембр обертонами и расширить диапазон голоса в сторону верхних нот доступно каждому. Для этого нужно запастись терпением и проявить упорство в тренировках.

Постановка голоса

Красивый голос строится на трёх китах:

  • правильное дыхание (диафрагмальное);
  • правильная работа органов речи (направленная на максимальное задействование резонаторов);
  • правильная поза (избавляет от внутренних зажимов и помогает правильно дышать).

Поэтому работа над голосом начинается с постановки, которая и включает в себя приучение к певческой позе, артикуляции и дыханию. С непривычки правильное пение может показаться неудобным для начинающего вокалиста, поэтому важно, чтобы это обучение происходило не самостоятельно, а на занятиях по вокалу, под наблюдением специалиста. Ведь неправильная поза легко закрепляется, а переучиваться намного сложнее, чем учиться с нуля.

Поставленный голос звучит сильно, уверенно, а тембр богат обертонами.

Как сделать голос более высоким

Спорить с природой бесполезно, поэтому кардинально «перековать» голос не поможет ни один преподаватель. Однако можно расширить диапазон голоса в сторону верхних частот. Это значит, что кроме привычных, удобных для вас нот, вы сможете уверенно брать и те, которые находятся выше нынешнего предела. Достигается это упорными и регулярными тренировками, опять-таки под руководством преподавателя – иначе есть риск навредить голосу.

Занятия могут строиться следующим образом:

  • распевка, обязательно включающая в себя пропевание нижних нот диапазона – чтобы растянуть связки перед занятием;
  • работа над вокальными зажимами, связанными с неуверенностью в успешном взятии высокой ноты;
  • отработка «вокального зевка» — чтобы «поставить» голос «на опору».

Важно во время занятия по вокалу обращать внимания на ощущение в горле. Боль, першение – любой дискомфорт может сигнализировать об ошибках, которые вредят связкам. В этом случае необходимо немедленно прервать выполнение упражнения и сообщить о своём состоянии преподавателю. Это поможет избежать серьёзных проблем с голосом, которые могут даже поставить крест на мечте петь.

Как развивать голос для вокала

Дыхание. Вокальное дыхание отличается от привычного нам способа дышать. В жизни человек чаще дышит грудью, при этом плечи подвижны и воздушный поток контролировать непросто. Вокалисты же используют диафрагмально-нижнереберное дыхание, при котором напрягаются мышцы диафрагмы и живота. Во время вдоха живот выпячивается, а плечи остаются неподвижными. При помощи мышц вокалист регулирует силу воздушного потока и распределяет воздух при пении.

Чтобы развить голос для вокала, делайте специальные дыхательные упражнения не менее двадцати минут в день.

Звукообразование. В звукообразовании участвуют голосовые связки, дыхательная система, мышцы лица и другие части певческого аппарата. Контролируя их, вы изменяете звучание голоса и добиваетесь необходимого результата. Чтобы проанализировать «слабые места» своего вокала, посетите занятия по вокалу. Постановка голоса – сложный процесс, и если от природы у вас нет правильной постановки (что случается редко), то необходимо консультироваться с педагогом. Он продиагностирует ваше пение, прослушает на предмет зажимов, пения в нос и других дефектов, о которых самостоятельно вы не узнаете.

Несколько занятий с педагогом дадут понимание того, какие упражнения вам подойдут. Вы получите индивидуально подобранный комплекс упражнений, подходящий именно для вашей ситуации. Сюда входят упражнения на развитие активности мышц лица, рта, языка; скороговорки (включают работу над дыханием и подачей звука) и другие упражнения.

Уделяя тренировке по десять минут в день, вы добьётесь большего результата, чем просто посещая занятия раз или два в неделю. Но необходимо осуществлять домашние занятия под руководством педагога по вокалу т.е. консультируясь на занятиях.

Занимаясь самостоятельно без предварительной подготовки, велика вероятность повредить связки, заучить неправильные дыхательные движения и усугубить голосовые зажимы.

Учитесь контролировать свой голос. Записывайте записи пения на диктофон, прослушивайте себя и исправляйте недочеты.

Дыхательные упражнения

Дыхание – основа пения. В повседневности чаще встречается грудное дыхание (тип дыхания, при котором поднимаются плечи и грудь), особенно среди женщин. Для пения грудное дыхание не подходит. Вокалисты при пении используют диафрагмальное дыхание, в котором задействуются мышцы живота, а плечи и груди остаются неподвижными. Это называется «дышать животом». Благодаря диафрагмальному дыханию, певец регулирует силу выдоха, создаёт опору для пения, распределяет воздух. Несмотря на то, что дети с рождения дышат животом, с возрастом дыхание меняется на грудное. Мышцы, которые задействованы в диафрагмальном дыхании, остаются недостаточно развиты — их и развивают с помощью дыхательных упражнений.

Работа над дыханием – обязательная часть развития вокалиста. Упражняясь методично, изо дня в день, певец ускоряет вокальный рост и получает больше свободы в пении. Без правильного дыхания не взять высокую ноту, не спеть с подачей, не распределить воздух на фразу. Развить голос для пения без постановки дыхания невозможно.

Упражнения на артикуляцию (скороговорки, гимнастика для лица)

Подать воздух мышцами живота – важно, но не менее значима работа артикуляционного аппарата. К артикуляционному аппарату относятся органы, участвующие в формировании звуков: ротовая полость, глотка и гортань. Для чёткого произношения звуков и правильного звучания (не забываем, что ротовая полость – резонатор) важно правильно поставить артикуляционный аппарат. Не зажимать горло, правильно располагать язык, управлять мягким нёбом и т.д. Помогают в этом упражнения на артикуляцию – упражнения для языка, мышц лица, мягкого нёба. Для тренировки чёткости произношения берут скороговорки. Правильное произношение – чёткое и подвижное, активное.

Вокальные упражнения на правильное формирование и подачу звука, расширение диапазона

У каждого человека свои начальные вокальные данные, свои сильные и слабые стороны. Как развить голос для пения конкретного человека, знает преподаватель по вокалу. Педагог подскажет правильные вокальные упражнения, исходя из начального уровня, особенностей физиологии и целей обучения. Самому подбирать и выполнять такие упражнения не рекомендуется: неправильное выполнение упражнений вредит и приводит к срыву голоса, травмированию связок.

Это не означает, что самостоятельно упражняться нельзя. Делайте дыхательную гимнастику и упражнения на артикуляцию – и чем чаще, тем лучше. Помните, что главное – систематичность. Пользу принесут занятия каждый день по 20 минут, а не один раз в неделю, но 2 часа. Освоение диафрагмального дыхания и тренировка мышц брюшного пресса позволить вокальному росту прийти быстрее.

Как разработать голос за неделю

За короткий промежуток времени профессиональным вокалистом не стать и с нуля навыки правильного дыхания, чистого интонирования, пения в резонаторы не развить.

Дело в том, что когда мы поём — задействуются многие органы: лёгкие, гортань, связки, твёрдое и мягкое нёбо, язык, зубы, щеки и т.д. И все они должны правильно двигаться, принимать верное положение для того, чтобы пение получалось красивым и управляемым.

Происходить эти действия должны на автомате — только так удастся добиться слаженной работы певческого аппарата и необходимости отыгрывать роль при пении. А чтобы довести работу голоса до автоматизма, нужно дать мышцам привыкнуть к новому способу звукоизвлечения и запомнить его, т.е. тренироваться правильно петь.

По сути, регулярно посещая занятия по вокалу, мы тренируем мышцы. Как в тренажерном зале. Но мы же не ждем, что наше тело приобретет формы Арнольда Шварцнегера за два занятия! 

Поэтому необходимо дать время своему певческому аппарату, чтобы привыкнуть к новым движениям и довести их до автоматизма.  В среднем за два-три месяца регулярных занятий организм осваивает технику вокального (диафрагмально-нижнереберного) дыхания, и задействует этот навык при пении без вашего участия. Чем больше времени пройдёт — тем прочнее вобьются в мышечную память эти движения.

То же касается и артикуляции. Развивая регулярно подвижность мышц лица и ротовой полости, вы не только «разбудите» и прокачаете их, но и заставите работать, участвовать в звукоизвлечении при пении. 

В целом процесс развития и постановки голоса длительный – для долговременного результата необходимо потратить не менее полугода и поддерживать его  домашними тренировками: дыхательной и артикуляционной гимнастикой, распевками и исполнением песен.

Что можно сделать за неделю

Если у вас стоит задача подготовить песню для праздника, то за неделю можно улучшить следующие моменты:

  • Подобрать правильную песню. Возможно, выбранная вами композиция слишком сложная или просто не подходит для вас. Педагог поможет подобрать произведение, которое покажет ваш голос с выгодной стороны.
  • Начать правильно дышать. До автоматизма за неделю довести будет сложно, но положительные изменения при пении вы всё равно ощутите.
  • Поработать с чистотой исполнения, выучив мелодию. Педагог подбирает мелодию голоса на фортепиано – так людям со слаборазвитым музыкальным слухом проще попадать в ноты и легче заучить мелодию песни.
  • Избавиться от режущих слух моментов. Например, могут быть места, где вы слишком гнусавите или переходите на крик, не успеваете взять дыхание, поёте тонким дрожащим звуком. Экстренная помощь педагога по вокалу поможет подчистить эти места, и в целом ваше выступление будет смотреться лучше.
 
Статью утвердил
Преподователь по дисциплине "Вокал" - Вера
 
27.04.2020