Часто люди, пришедшие записываться на занятия по вокалу, формулируют желания вот так: «Хочу петь песни Ваенги», «Хочу уметь петь горлом, как монгольские шаманы», «Хочу петь, как Григорий Лепс». И если первые два примера приведены «от балды», то последний – частый запрос в поисковиках. Попробуем разобраться в причинах такой популярности. Сразу оговорим, что непосредственно творчество Григория Викторовича в этой статье не рассматривается. Мы только разложим по полочкам те особенности голоса и вокальных умений певца, которые так полюбились слушателям.

Начнём с сухих цифр. Если верить записям с концертов Григория Лепса, диапазон голоса певца — три октавы. Для сравнения, диапазон голоса среднестатистического человека, не

занимавшегося серьёзно пением, редко превышает одну октаву. Тем не менее, с помощью усердных тренировок такого же результата могут достичь многие. Тем не менее, голос Григория Лепса называют уникальным.

Проводим уроки ОНЛАЙН индивидуально с преподавателем. Заполняете анкету и администратор всё расскажет.

Уроки вокала с нуляТак в чём же секрет успеха?

А он заключается в том, что Лепс умеет петь микстом. Чтобы раскрыть значение этого термина, придётся углубиться в теорию.

Диапазон человеческого голоса делится на регистры:

1) шумовой;

2) речевой – чаще используемый и потому привычный;

3) фальцетный;

4) свистковый.

В вокале главным образом используются два регистра: речевой и фальцетный. Для пения в каждом из этих регистров используются свои механизмы звукоизвлечения. При фальцете звучит головной резонатор (а не грудной) и связки напряжены сильнее. Поэтому переход из одного регистра в другой получается как бы скачкообразным, и, если прислушаться, звучат высокие и низкие ноты тоже неодинаково. Но некоторым профессиональным вокалистам удаётся преодолеть этот физиологический недостаток. На высоких нотах (а фальцетный регистр соответствует первой и второй октавам) у певца одновременно задействованы и грудной, и головной резонатор. Это и называется «микстом» (лат. «mixtus» — смешанный). Диапазон, таким образом, обретает целостность, а голос раскрывается так же полно, как в грудном регистре.

Но освоить микст сложно. Напомним — природой не предусмотрено, что люди захотят петь. В основе успеха – вокальные упражнения, тренировка диафрагмы – и терпение. Поэтому, хоть природа и обеспечила Григория Лепса приятным тембром голоса с восхитительной хрипотцой, мы бы даже не узнали об этом певце, если бы не трудолюбие. Ищите изюминку, работайте над диапазоном голоса, осваивайте певческие приёмы – и, быть может, кто-то в будущем захочет научиться петь, как вы.

Как выбрать преподавателя по вокалу

Начинающие вокалисты сталкиваются с вопросом выбора педагога. Людям, прежде не сталкивающимся с вокалом и не посещавшим уроками вокала легко сделать неправильный, т. е. неосознанный выбор. Вокалисты, знакомые с двумя-тремя педагогами, знают, на что обращать внимание, и что они хотят видеть в результате, потому что занятия с  преподавателями даёт опыт. Но что делать новичку? Что нужно знать, чтобы выбрать преподавателя по вокалу удачно и не жалеть потраченного времени?

Преподаватель по вокалу помогает перестать бояться голоса, преодолеть барьер стеснительности и расслабиться. Опыт и уверенность педагога помогает убедить новичка в том, что научиться петь реально, а проблемы с интонированием (непопаданием в ноты) решаются регулярными уроками вокала, прослушиванием музыки и занятиями сольфеджио.

Профессионализм педагога по вокалу — в достижениях учеников. Нельзя отрицать, что учатся петь и люди, рожденные без музыкального слуха, люди с зажимами гортани. Тяжелее всего приходится тем, кто помимо перечисленного, стесняется голоса и непопадания в ноты. Стесняясь, человек зажимается, и не выполняет советы педагога. Поэтому первая задача педагога по вокалу — найти контакт с учеником, показать, что бояться нечего. Опытные педагоги знают, что проблемы с интонированием уходят за 5-15 месяцев, и не боятся брать учеников «с нуля».

Определитесь с манерой вокала. Эстрадный, джазовый, народный, академический вокал – чаще всего педагог специализируется на чём-то конкретном.

Вам предстоит принять важное решение, поэтому оцените:

  • Послушайте, как поёт педагог. Часть людей учится продуктивнее, копируя голос педагога, манеру пения. Подражание голосу педагога происходит и неосознанно, поэтому важно, чтобы вам нравилось, как поёт педагог. Недостаточно, чтобы нравилось пение педагога, потому что петь красиво – сложно, но еще сложнее донести свои знания до ученика.
  • Послушайте, как поют ученики педагога. Если вам нравится манера пения  – смело приходите на занятие! Пение смутило, показалось неуклюжим и не понравилось? Тогда ищите иные варианты. Если педагог не показывает результаты учеников, это повод насторожиться – ведь результаты учеников – цель труда педагога по вокалу. Перед педагогом стоит задача научить вас петь. Но понятие «красиво петь» у педагогов даже одной школы вокала – разное.  Просматривая видеозаписи учеников педагогов, вы обнаружите, что ученики одного педагога по звучанию похожи между собой, и не похожи на учеников другого педагога. Неважен начальный уровень учеников и природные данные – либо педагог способен научить петь, либо нет.
  • Сравните вокальные предпочтения. Важно единое мнение о красивом и некрасивом пении у вас и педагога.  Если вам нравится как поёт Анна Герман, а фаворит педагога – Рианна, то вы не достигнете цели, и результат занятий вас не впечатлит.
  • Соотнесите своё понятие фразы «научиться петь» и понятие педагога. Ведь педагог будет вести вас к результату, который посчитает нужным. Важно, чтобы цели ученика и педагога совпадали.  Один педагог посчитает, что важно научить мелизмам, вибрато и прочим приёмам; другой скажет «в музыке главнее эмоции»; а третий решит, что важно обогатить голос обертонами.

Выбрав педагога один раз, вы не должны ходить на занятия только к нему. Иногда полезно пообщаться с другими педагогами, которые взглянут на вас свежим взглядом. Новый преподаватель по вокалу обратит внимание на вещи, которые не замечал предыдущий, предложит новые варианты решения проблем. Общение с разными педагогами обогащает опыт.

Качества педагога по вокалу

Вакансия «преподаватель вокала» в Минске собирает по 20-30 откликов за день. Чтобы пройти собеседование и приступить к работе педагогом по вокалу, нужно:

  • Любить петь. Искренняя любовь к вокалу даёт вокалисту получать удовольствие во время работы.
  • Любить преподавать. Обучение, передача знаний и опыта другому человеку — увлекательный процесс. У каждого педагога вырабатываются «фишки» преподавания. Ученики чувствуют, когда педагог с любовью подходит к работе, вдохновляются и с позитивным настроением скорее достигают целей.
  • Любить учеников. Без этого вам не удастся передать ученикам накопленный опыт, вы подсознательно выстроите барьер, мешающий и преподаванию, и обучению. Люди чувствуют, когда педагог относится к ним с уважением, с радостью приветствует в начале занятия и в принципе каждый раз ждёт их. Позитивный подход расширяет границы.

Профессионализм, пунктуальность, исполнительность, ответственность и прочие стандарты никто не отменял, но именно перечисленные качества позволят завоевать сердца учеников. При таком подходе у ученика нет шансов не вырасти в вокальном плане. Вдохновленный человек делает дома дыхательные упражнения, проговаривает скороговорки, тренирует артикуляцию и регулярно ходит на занятия. А что ещё надо для результата в обучении вокалу?

Подойдите к выбору педагога по вокалу осознанно, но не бойтесь экспериментов! Если вам нравятся несколько педагогов – перенимайте опыт каждого из них. Видео педагогов МузШок вы найдёте ниже.

Начинающему вокалисту надо знать:

  1. Преподаватель должен развивать Ваш голос, не нарушая его. Ваши конкретные проблемы должны решаться исходя из Ваших индивидуальных особенностей.
  2. Желание и умение вести к успеху и вселять в Вас уверенность – важное качество для преподавателя.

Обучение вокалу – процесс не только трудоёмкий, но и продолжительный. Поэтому при выборе педагога ориентироваться стоит и на качество отношений между Вами и учителем. Если с первого занятия возникло понимание и работать вместе комфортно и приятно, то это, несомненно, приятный бонус. Однако хорошие отношения с преподавателем не должен быть решающим критерием при выборе «своего» учителя, ведь теплые взаимоотношения не гарантия Вашего профессионального роста.

И напоследок… Порой новичку не так просто отличить грамотного преподавателя и выбрать подходящего. Слушайте себя и свои ощущения! Весь процесс обучения должен протекать естественно и приятно. Настораживающими сигналами должны быть жжение, болезненные ощущения при выполнении упражнений. Если педагог не обращает внимание на данные симптомы, объясняя это развитием голоса, такие занятия следует прекратить! Иначе печальные последствия не за горами.

Учитесь вокалу у наших преподавателей в радость и будьте здоровы:)

 
Статью утвердил
Преподователь по дисциплине "Вокал" - Вера
 
27.04.2020