Джаз — это не просто стиль игры, а настоящая форма искусства. Джазовая музыка появилась как синтез африканских ритмов и европейских музыкальных инструментов. Когда играет джаз, создаётся ощущение стремительного движения вперед и ускорения музыки. Замысловатые ритмы, импровизация, подражание голосом звучанию инструментов — это всё джаз.
Учиться играть или петь джаз — это повышенный уровень сложности, особенно для музыканта без крепкой теоретической базы. Импровизировать джаз — ещё сложнее, ведь необходимо играть и одновременно думать на шаг вперед. Это возможно, когда мышечная память и музыкальное мышление натренировано, т.е. импровизация требует не только теоретической подготовки, а большого ученического опыта.

Как импровизировать на фортепиано джаз
С теоретической точки зрения, основы джазовой музыки — это свинговый ритм (свинг) и сдвиг акцента на слабую долю такта (синкопа). В джазе ритмический и метрический акценты не совпадают, что и даёт ощущение «джазовости».
Свинг переводится с английского языка как «покачивание». Играя свинг, музыкант продлевает первую ноту из пары, а вторую ноту сокращает. Этот ритм характерен именно для джазовой музыки, и дозировано используется в r’n’b, фанке и техно.
Это не единственный характерный ритмический рисунок для джазовой музыки, однако путь импровизации начинается с основ.
Синкопы — это ноты, которые берутся не на первую долю свингового триоля, а на вторую; последующая сильная доля не играется. Синкопы можно применять в любых местах мелодии, т.е. менять классический рисунок на синкопированный.
Чтобы научиться импровизировать на фортепиано джаз, попробуйте для начала сделать джазовые обработки известных мелодий. Чем известнее и проще мелодия, тем нагляднее джазовые изменения. Меняйте ритм, добавляйте синкопы, подбирайте аккомпанемент к мелодии исходя из особенностей джазовой гармонии.
Если вы задумываетесь над джазовой импровизацией, то не лишними будут уроки фортепиано с педагогом, специализирующимся на джазовой музыке. Выбирая, поинтересуйтесь музыкальными предпочтениями будущего преподавателя, расскажите о своих целях и задачах. Не забудьте побеседовать с учениками педагога, посмотрите их видео, поинтересуйтесь их творчеством — и вы поймете, насколько преподаватель ориентируется в джазовой музыке и способен ли он свои знания передать другому человеку.