Музыкальная школа для детей и взрослых
Будние с 14:30 до 23:00, выходные с 10:00 до 21:30 Минск, ул. Богдановича д. 9
Находимся в самом центре Минска, 3 минуты пешком от метро Немига
Логотип метро 3 минуты пешком от метро Немига
Минск, ул. Богдановича д.9 Пн-Пт: 14:30 - 23.00 Сб-Вск: 10:00 - 21:30
+375 33 373 62 22
+375 33 373 62 22 viber telegram_icon
Главная / Новости / Главное — «every day»… Алексей Золотов (преподаватель по барабанам)

Главное — «every day»… Алексей Золотов (преподаватель по барабанам)

— Здравствуйте. Меня зовут Алексей Золотов. Я здесь преподаю барабаны в студии «МузШок». Так как большинство людей, которые сюда приходят — молодежь, и все хотят играть рок, мы с этого начнем. А дальше я расскажу о том, что (Александр, как вам удобно) неважно, какой стиль вы хотите исполнять в своем творчестве — техникой надо заниматься примерно одинаково. У всех свои подходы, но главное — «every day».


Сейчас я для начала исполню хорошую композицию группы Nickelback, которую вы, наверное, все знаете. [Играет].

Собственно, приступим. Стиль «рок» родился из стиля рок-н-ролл, который, в свою очередь, родился из стиля блюз и джаз. Собственно, в джазе и была придумана ударная установка в начале 20-го века в Новом Орлеане, который по праву считается колыбелью джаза. До этого барабан, очень древний инструмент, существовал сам по себе один. Либо несколько, но играли на нем руками, палочками — на разных континентах по-разному. В Европе появились в последние века классические оркестры. На них играли отдельно: кто-то на большом барабане — на этом, на котором мы сейчас играем ногой, — отдельно по малым, отдельно кто-то на литаврах, каких-то коробочках, колотушках.

Именно в джазе, за что ему большое спасибо, появился такой инструмент, как ударная установка. Большой барабан, по-моему, пришел из Турции, малый — из Европы (из военных оркестров), томы, насколько я помню, пришли из Китая: там они другой формы, китайские барабаны такие здоровые, большие, и в них играют такими большими палками. Если кто боевики смотрел, там они участвуют. Тарелки тоже из Азии, даже фирма Zildjian — турецкая, турки ее сделали.

Что как называется. Кто-нибудь вообще музыкой занимался, на барабанах играет? О, молодец. А где ты занимаешься?

— Здесь.

— Здесь. У Юры? Молодец. Значит, это райт: в него ведется, в основном, ритм. Это крэш, в него какие-то акценты. Это хай-хет, в него тоже ритм. Все имеет свою краску и свои достопримечательности.

Что я хочу сказать… Давайте сейчас кто-то сыграет из моих учеников, и на основе того, что вы увидите, я начну разбирать непосредственно то, что я даю по технике, по исполнительству и так далее. Первым выступит, например, Никита Луговой. Давай, пожалуйста, свой плеер. Никита Луговой занимается, по-моему, с октября.

— С сентября.

— С сентября? До этого музыкой не занимался вообще. А сам ты кто по специальности? По-моему, учишься на юриста?

— Да.

— А сам юрист. В ГУ или где?

— Да.

— Включи только, подожди, нужную песню.

— Пошла.

— Сейчас.

[Играет].

Песня очень длинная, но, в принципе, многое понятно, да?

Смысл какой? С чего начинается Родина? Обычные упражнения — в чем база? Эти обычные, на растяжку — это понятно. Учебники купили, там все написано. Там такой русский учебник, вот такие упражнения. Предварительно я рассказывал о том, как заниматься разминкой каждый день, чтобы все получалось, чтобы аппарат был в порядке, чтобы все получалось нормально. Второе упражнение, которое я хочу показать. У всех же есть, наверное, кто занимается барабанами, такой пэд, на чем заниматься дома? Такой или поменьше — восьмидюймовый, например. Упражнение такое, что берем палочки правильно, находим центр тяжести здесь, где на нем лучше отскок, ищем. Средним-большим держим, указательный, безымянный и мизинец — кладем первые фаланги, потому что здесь нервные окончания, и тогда лучше чувствуется инструмент. Палочка — это продолжение руки, рука — это продолжение мозга, на мой взгляд. Берем, вкладываем, на эту подушку кладем, подымаем руки, расслабленные абсолютно. Надо, чтобы здесь, в этой плоскости, палочки образовывали почти прямой угол. Можете, в принципе, пробовать сразу. Первое упражнение — на постановку правильного удара. У новичков этого обычно нет. То же продемонстрировал Никита: он довольно бодро так, хорошо, но… Самое первое упражнение — одно из самых важных. Вперед выводим руку, вверх и — удар. Вперед, вверх, удар. Вперед, вверх, удар.

Что происходит? Три элемента. Эти три точки должна проходить палочка, чтобы был нормальный захлест. По сути, она должна как бы свистнуть в воздухе. Без этого рок никакой не сыграется — будет просто шум стоять, от тарелок, от всего этого. А малого барабана не будет толком слышно. (Я здесь приоткрою, а то, наверное, душновато).

Это основополагающее упражнение. Еще раз: как берем палочки. Спокойно сидим, поднимаем руку — и сюда: вот постановка. Теперь основное: средний-большой держит, указательный «указывает» — лежит, безымянный-мизинец стабилизирует.

Еще раз быстренько по всей разминке пробегусь: как я сам занимаюсь и что я, собственно, здесь преподаю. Вперед, вверх, удар. Вперед, вверх, удар. И так далее. Каждое такое упражнение — поработать минут пять, потом еще пять минут… Потом мы эти три элемента соединяем воедино. [Показывает]. Самое главное — не зажимать сильно палочку пальцами, давать ей отскочить, и после удара она отскакивает и зависает здесь, два сантиметра над пэдом, в рабочем положении, ожидает своей игры. Вот это упражнение. Постепенно, на большой амплитуде, постепенно ускоряя. Чем быстрее скорость, тем меньше амплитуда.

Дальше хочу посвятить кусочек своего монолога технике Меллера. Что она дает? Она дает рукам скорость и придает воздушность вашей игре. Удар — два отскока. Удар — два отскока. Тоже это упражнение играть с ускорением. Удар — четыре отскока.

Следующее упражнение такое: удар и, когда, помните, мы вперед вели, самое первое упражнение («вперед, вверх, удар» было) — удар, два отскока, ведем руку вперед, захлест. То же самое левой: удар, руку вперед, захлест. На этом захлесте мы возвращаемся в исходную позицию. При этом кисть должна быть максимально расслаблена, чтобы получился этот захлестик здесь. Стараться, чтобы двигался хвост палочки, а головка примерно в середину играла все время. И с ускорением тоже: разгоняться. Как только чувствуете, что у вас зажимается кисть, рука, сразу надо скидывать скорость. Можно вообще отдохнуть — пойти чаю выпить, чтобы не было молочной кислоты в мышцах лишней, потому что потом руки долго «отходят». С небольшим разгоном.

Дальше начинается самое интересное. Вот это упражнение мы закольцовываем, получается такая штука: [показывает]. То есть, одной рукой можно играть… вроде бы как бы одной рукой, но много одиночных ударов. Потому что просто так, пальцами, особенно много не наиграешь: работает одна группа мышц. Здесь в чем секрет? Работают разные группы мышц. Одна отыграла, два отскока — мышцы отдыхают. И так далее. По три: раз-два-три, раз-два-три. То же самое, когда четыре отскока: закольцовывается. Раз-два-три-четыре.

Дальше одиночные удары-триоли. Акцентируем: произносим раз-два-три, раз-два-три. Я сейчас не хочу ни про какие ноты, потому что это будет загружать мозг. Просто считаем раз-два-три. Потом могу раздать, кому интересно, вот такие листики — от руки написано: «Разминка». Это все можно делать дома спокойно и радоваться жизни. Одиночными ударами на большой амплитуде. Акцентированные удары, которые на «раз», делаем расслабленными руками, даем на них больше замаха, а промежуточные удары (которые «два, три») — они на отскоке, очень расслабленно. Давать палке отскакивать, не зажимать ее: клешнями, веслами не играть, чтобы все было плавно. Палке нужно передавать такой волнообразный импульс: звук — он сам по себе, такой волнообразный, колебания воздуха, струны… Звук. То есть, надо передавать волнообразный импульс, чтобы так — и пошла. То же самое в руке. Передается этот импульс, тогда получается нормальный, хлесткий удар. Без этого нормально никакого рока не будет.

Можно с маленькой амплитудой играть — допустим, стиль «фанк». Там такого мочилова нет, поменьше, но тоже хлесткость присутствует. Поэтому триольки с ускорением, максимально расслабленными кистями. Чем больше скорость, тем меньше амплитуда. [Показывает]. Это триоли. Дальше — шестнадцатые ноты, то есть, по четыре. И на каждую первую ноту тоже акцент. С правой руки: раз-два-три-четыре. Можно по-английски: one-two-three-four. Тоже с ускорением и замедлением. То же самое с левой руки. С левой обычно сложнее. Каждый ученик — каждый, без всяких сомнений скажу — приходит и говорит: «Я вот играю, Алексей, а левая рука какая-то не такая…»

— Все сейчас узнали себя, да?

— А левая рука какая-то не такая. Потому что левая — она же такая левая… Ну, это шутка. На самом деле, левой мы почти ничего в жизни не делаем: держимся за поручень в автобусе, на велике, на машине — так, минимально. Очень много на правую у нас. В барабанах тоже правая играет большую роль, она больше по установке движется. Левая тоже, но все-таки как-то поменьше. У нее своя есть важная функция: например, если это рок, то хорошо играть вторую, четвертую долю в малый барабан с нормальным замахом. А правая это и так делает хорошо. Значит, «одиночки». Теперь — двойные удары.

Чем очень пренебрегают начинающие барабанщики, особенно рокеры? Очень пренебрегают двойными ударамидвойными ударами, я заметил за последние шесть месяцев. Как они играются? Я для себя разделяю «пальцевые» двойки, двойки на отскоке и прижимное тремоло — «buzz» по-английски.

Значит, пальцами двойки объясняю. Вот замах у нас, первое упражнение. И во время удара распрямляем пальцы (медленно показываю) — тыщ!, отлетает. Надо распрямить пальцы, чтобы палочка вылетела сюда, в эту часть руки. В быстром темпе это получится. И потом средним, по направлению указательного, возвращаем палочку назад и постепенно ускоряем. То же самое левой. Это так называемый пальцевый апдаун. И двумя руками. В царской России…

— Можно вопрос? Зачем его играть, если можно и так, на отскоке?

— А я сейчас объясню, немножко дальше. Окей? В царской России двойки называли «папа-мама», для удобства. И тоже с ускорением, пальцевые… Играть надо — максимально стараться, чтобы руки не зажимались, легко и непринужденно, на разной динамике. По-русски объясню: тихо, не очень тихо, не очень громко, громко, очень громко. С разной динамикой. Используя итальянские термины, это pianissimo, piano, mezzo-piano, mezzo-forte, forte, fortissimo, 2 forte, 3, 4, как угодно. Вообще, если хочется играть красиво, то надо владеть нюансировкой: и тихо уметь играть, и громко. От тихого (на барабане лучше это покажу) до громкого.

Вот где они тоже используются, кстати, двойки. Например, сегодня я играл песню «How you remind me», Nickelback. Там в самом начале брейк такой — играется двойками четверной форшлаг. Это как раз двойки.

Дальше объясняю двойки, которые на отскок. Вы спросили, почему, можно как бы быстрее… Такими двойками играют классики, например. Чем они отличаются от пальцевых? Пальцевые более читаемы. Сравниваем: [показывает]. Они более читаемые. А это — на отскок: [показывает]. Но ими добивается эффект легато. Более плавный, слитный звук. А эти — более читаемые такие, «стаккатные». Тоже на разной динамике надо играть, опять же. В середину барабана громко получается, ближе к краю — тихо. Это физика барабана: чем ближе к краю, тем тише получается. Но тембр меняется. Можно тихо играть и здесь.

Прижимное тремоло — это те самые двойки на отскок, но их прижимают и размазывают. Получается такой эффект: [показывает]. Разная динамика.

Для чего нужно? Это все уже такие рудименты, мелизмы — это все раскрашивает вашу игрy, прибавляет вашей игре динамики, стиля, вашего языка, за что вас и нанимают потом в какой-то коллектив — можно сказать, профессионально на работу. Люди видят, что вы отвечаете запросам коллектива, им подходит ваш стиль, вы можете это, это и это, и они рассматривают вас, как прекрасного, ценного музыканта.

Дальше: есть еще такая штука (здесь у меня не написано) — называется «форшлаг». Форшлаг — это по-немецки «предудар». Шлаг — «удар», фор — «пред». Как играть? Правая рука ближе к пластику, левая — чуть дальше. Основной удар играется левой. Играется с правой и с левой руки. Первое упражнение — вот такое. [Показывает]. И тоже с ускорением. В той же песне сегодня «How you remind me» я специально использовал пару брейков. Это все с форшлагами играется.

Двойной форшлаг. Двойной форшлаг можно играть с помощью двойки. Двойной — он идет уже как крещендо, это такой эффект усиления звука от малого к громкому. Пишется как такая вилочка в нотах. Визуально понятно, что увеличивается звучание. [Показывает]. С помощью двойки. С правой и с левой. Одиночными ударами.

В классической музыке — по-разному. Например, в зависимости от пожеланий автора, композитора. Как нужно, чтобы этот форшлаг прозвучал — более отчетливо, читаемо или более слитно? Либо бывает, что произведение просто очень быстрое, и там одиночными просто не успеть. Так же легче. Двойной форшлаг играется либо одиночными, либо через одиночный, двойка и непосредственно удар.

И четверной форшлаг: можно играть единицами либо двойками. [Показывает]. Двойками просто быстрее. Он более такой плавный. Эффект римшота можно добавлять. Римшот: rim — это «обод», shot — «выстрел» по-английски. Если нужна какая-то акцентировка, он очень много используется в фанке, в хип-хопе, в том же роке он тоже используется. Потом, правда, здесь палка разбивается.

Эффект «rim knock» . Когда его играешь, можно, например, отпускать пальцы, и тогда звучит более такой барабан, а можно глушить. Слышно? Просто руку полностью кладете. [Показывает]. Можно пальцами добавлять мелизмы, моменты.

Дальше идет такое упражнение из школы Kim Plainfield, такой барабанщик. И тут пару упражнений я покажу вам на пэде и на барабане тоже. Чем они хороши? Соединяет в себе одиночные и двойные удары, парадидл. Хороши тем, что, во время одиночных ударов работает одна группа мышц, двойные удары — другая группа мышц, парадидлы — все вместе. Парадидл — это такой рудимент, который совмещает в себе одиночные и двойные удары. Итак, вот он, парадидл: простой, двойной, тройной. [Показывает].

Первое упражнение такое. В медленном темпе, и постепенно разгоняем его. С левой — то же самое. Оно очень хорошее. Надо следить, чтобы плавненько все звучало. Очень хорошо на барабане звучит. Прикольно. С левой — то же самое.

Следующее упражнение — на парадидлы именно. Ну, и с левой. Оно, таким образом, закольцовано, так что оно идет сначала с правой руки, а потом с левой. Кому интересно, я дам потом распечаточки. Очень полезное упражнение на парадидлы.

С помощью парадидлов играется много этнической музыки в мире. В роке он тоже используется, но гораздо меньше, что хочу заметить. В роке все более одиночными ударами, по-русски говоря — «крупным помолом», без всяких этих двоечек. Форшлаги — нету этого ничего практически. Бывает, но мало. Это используется в этнической музыке, в джазе, в джаз-роке и в классике, естественно — в основном, в современной классике, в авангарде наверняка все это используется. Рудиментарная техника.

И следующее упражнение — на секстольный парадидл. Очень популярный брейк, вы наверняка миллион раз слышали. Звучит он вот так: два одиночных, четыре двойных. [Показывает]. Стоп. Запутался! Давно сам не играл. Нет, подожди, сейчас я это исправлю. Короче, вот он.

Смысл в чем? Эти одиночные удары двигаются, как акцент, по всему этому парадидлу, как прогрессия такая. Сначала они в начале парадидла, во втором такте они в середине, и в третьем такте они в конце парадидла, и в четвертом такте (это четырехтактовое упражнение) они начинают и замыкают. Вот он, самый популярный вариант этого парадидла. В итоге, тоже с ускорением.

И потом — триольный рудимент. Одиночка правой рукой, два левой. Раз-два-три. Тоже с ускорением. То же самое: два правых, и акцентируется в триолях последний удар. Раз-два-три. Соединяем. Вот это, собственно, разминка. Если это делать… Вот я так себе сделал, и ученикам все это рассказываю. Если это делать каждый день, то результат будет довольно быстрый. Главное — следить за постановкой, давать палочке правильно отскакивать, то есть указательным, безымянным, мизинцем: не зажимать ее. Есть такая штука — закрытый удар, и им тоже надо пользоваться: например, когда надо сыграть очень собранно. Тогда надо использовать такую вещь: пальцы больше контролируют палочку. А в эстрадной музыке, я думаю, надо больше отдаваться, звучать… слышите, как еще дерево звучит, самой палочки? Если зажимать палку, другой звук. Правильно?

Потом можете на пэде все эти упражнения соединять. Получается такая как бы импровизация, например: [показывает]. Все эти элементы соединяем, можно даже свои рудиментарные соло писать, играть — импровизировать на эту тему с помощью этих рудиментов. Рудиментов, на самом деле, больше есть, но не хочу сейчас на этом зацикливаться. Лучше дам сейчас еще ученикам поиграть, так чтобы…

— Вопрос один такой. Как правильно играть, чтобы бочку было слышно, достаточно слышно?

— Да, кстати. Я сейчас на малом барабане сконцентрировался, еще же у нас есть ноги. Спасибо за вопрос. Прекрасный вопрос.

Что касается ног. Я уже придвинул хай-хет. Кому интересно, можете сюда подойти, я это отодвину вот так. Просто оттуда же вы не увидите. Ну, подойди, посмотри, ничего страшного. Покажи, как ты играешь большой барабан. Ну? Тебя не слышно, хочешь сказать?

— Ну, боюсь, что, допустим, в груве…

— Двойные… Слайд… Отлично. Как зовут?

— Паша. Ну, это одинарные…

— Разреши, присяду. Смотрите все. Все правильно: если хочешь форте добиться, это только так. Не отрывая носок от самой педали. Можно тихонечко играть от пятки, вот так. Но я, например, привык все играть носком — даже более тихие вещи. Есть стили, босса-нова какая-нибудь, где громко особенно играть не надо. Знаете вообще, что такое стиль босса-нова? А стиль босса-нова родился в 50-60-е годы 20-го века в богатом квартале Рио-де-Жанейро, Ипанема. Даже есть самый знаменитый стандарт «Девушка из Ипанемы». Поэтому это такой, как сейчас модно говорить последние лет 10-15, гламурный стиль. Он не играется, как рок. [Показывает]. Даже более того, можно играть… берем эту штуку, называется шейкер. Самба. И так далее. Можно вот так.

Таким образом, мы играем носком, но не очень громко — в зависимости от того, какие пожелания у коллектива, у автора музыки. Бывает какая ситуация: надо играть в маленьком помещении.

— Например, с группой… Допустим, тихо очень играет.

— Не слышно? Значит, очень громко… А, ты имеешь в виду баланс с руками?

— Ну да, типа того.

— Выстраивать, ушами слушать. Это надо слушать. Тихо, по сравнению с барабаном?

— Да.

— Тише играть барабан либо громче играть большой. Малый барабан — это такой громкий инструмент. Здесь заглушили бочку специально, потому что у нас другая организация, которая совсем другой направленности. Поэтому здесь… Просто чаще играть на бочку. Есть же упражнения всякие, например, ритм самба, чтобы отработать на большом барабане, например, такой элемент, как слайд. Это по педали мы вот так вот скользим ногой. Получается слайд. [Показывает].

— А когда слайд вы делаете, акцент идет во второй удар, да?

— Да-да.

— То есть, второй сильнее, да? А как делать акцент в первый, и быстро сделать? Таким же подшагиванием?

— Да. Есть такой стиль, как фанк. Сейчас наиграю. Он по мысли сам как бы получается. В самбе, ты говоришь, «первый-второй». А теперь мы, кстати, приходим, к очень важной штуке — чувству времени в музыке. Самба, фанк — в принципе, там везде размер 4/4. Размер — это количество долей в такте. Такт, всем объясняю (немножко уже грамоту) — это… сейчас вспомню теорию… кусок в пространстве, обозначенный двумя тактовыми чертами. Собственно, да. А размер — это количество долей в такте. Сильная, слабая. В частности, то, что ты спрашиваешь — это размер 4/4. Раз-два-три-четыре. Так вот, если играть два этих удара на сильную долю, то в мозгах будет ощущение, что первый сильнее. Оно само по себе будет даже. Когда идет…

— Техника одна и та же?

— Да. Идет слайд. Понимаешь? Опять же можно упражнение с парадидлом сразу связывать: [показывает]. Такая вещь, например, на райде — называется «чашка», cup. Очень интересная идет сюда акцентировка, даже как фехтование такое. [Показывает]. Можно на большом барабане играть слайдом, и кажется, как будто даже, может быть, и двойная педаль участвует — на самом деле, нет.

Насчет двоек, когда сейчас большой барабан переглушен, он пропадает, например, для меня. Но если его разглушить, он нормально будет слышен. Там просто подушка лежит внутри. Разные есть моменты.

Кстати, на большой барабан, продолжу о том, что касается техники, рекомендую для заполнения брейков такое упражнение. Это триоли. И импровизационно разбрасываем потом по всей установке. [Показывает]. Потом добавляем в большом барабане еще один удар, и получается… шестнадцатые, например.

Кто-нибудь ходил на концерт Depeche Mode в этом году, сейчас, недавно? У них неплохой барабанщик играл, и он, за счет этих двух…

— Да уж, «неплохой»…

— Да, хороший, мне понравилось. И когда висят там киловатты звука там эти, тысячи, вот эти нехитрые элементы звучат шикарно. Он там залепил в песне, если я не ошибаюсь, «Enjoy the silence», такое… [показывает]. Четыре удара сюда, два туда — все. И звучит в итоге там: [показывает]. Те же рок-н-ролльные дела он сыграл, но звучит эффектно. Четко, с хорошим звукоизвлечением, массивно. Он даже сильно руку не задирал, у него такая массивная лапа — и так было достаточно.

Это есть такие два упражнения для брейков, помимо одиночных и двойных ударов, именно что касается установки. Например, тот же парадидл, как я сказал, используется в этнике, в джаз-роке, в джазе. В брейках, например. Такие разные соло. Соло используются очень много. И так далее. В ритмах. Что с педалью?.. Секундочку. А, понял, в чем дело. Она прилипает.

— Плохо помыли бочку.

— Нет, она залипает. Что такое…

В общем, в таких разных ритмах. Что касается игры большого барабана, парадидлов и как все это на самом деле взаимосвязано.

Что касается хай-хета. Хай-хет — очень интересный инструмент, на нем можно играть по-разному. Например, «с чего начиналась Родина» — с обычных ритмов, с которых мы начинаем в нашей школе. Two beat: на два. Раз-два. Можно играть в серединку, можно играть в ребро — звук буде более такой крэшевый. Можно играть сюда, в колокол. Дальше — свинг. В хет можно еще по стойкам еще, когда разные там уже шоу начинаются…

Что касается основных стилей — обычный рок, обычный диско — играется в серединку, чтобы был звук, как часики, например. Кстати, двойки, вот они, пальцевый. Почему, кстати, пальцевые, они читаются в хет. Видишь? [Показывает]. Залипает педаль, не могу играть… Хет — другой отскок. Малый барабан — оно по-другому, менее читаемое.

Опять же, упражнение хорошее на подчеркивание синкоп только что я исполнил. Используется как в роке, так и в фанке — везде, в любой музыке это есть, если музыка синкопированная, конечно.

Такое упражнение несложное, с участием хай-хета. Еще можно подчеркивать первую, вторую… первую, третью шестнадцатую в группе (допустим, идет четыре ноты: раз, два, три, четыре): первую, третью — они прямые. А можно вторую и четвертую: это будут синкопы. Можно: [показывает] — это первая, то третья. А вот — вторая и четвертая, синкопы: [показывает]. Вторая, четвертая. Это можно играть не только в хет, можно играть в большой барабан с крэшем, например. Такие вот штуки. Левой рукой с большим барабаном. Это все используется, рекомендую: очень эффектно звучит.

Опять же, форшлаг очень интересно оркеструется, аранжируется по всей установке. Допустим, одиночный. Двойной. Точнее, даже тройной. Такой сброс часто в конце песни. Кончается песня, удар, пошумел, разошелся — и сброс, снятие, например. Бывает такое.

Либо подчеркнуть перед синкопой. Это биг-бендовые больше, джазовые дела, но в роке современном это все встречается. Допустим, кто ходил на концерт «30 секунд до Марса», я думаю, он там все это использовал. Два удара в большом, один здесь одинарный. Очень эффектно звучит. Форшлаги: двойные, все это.

В общем, я рассказал про разминку, как заниматься, разминаться на установке. Заниматься, кстати, рекомендую, если вы интересуетесь каким-то одним стилем, то лучше слушать как можно больше записи этого стиля. Старайтесь анализировать, слушать с умом. Не просто «класс, мне нравится песня!», а слушать еще, анализировать… Взять вот весь трек, разложить по полочкам. Сейчас я как барабанщик послушаю, только барабаны. Вычленить из всего трека только барабаны. Потом слушаю только бас-гитару, потому что бас-гитара должна создавать фундамент для всего коллектива вместе с барабанщиком. Потом слушаешь бас — ага!, и потом слушаешь, как оно взаимодействует с барабанами, именно с большим барабаном, потому что бас-гитара — она больше с большим барабаном. С малым тоже, но…

Потом — как гитара звучит. А гитара только в четвертую долю — чвяк! А потом окажется, что гитара прописана там не одна, а две, а то и три — еще акустика какая-нибудь (разная музыка бывает). Опять же, что играют клавиши. Потом — а что там вокалист, в конце концов, поет, о чем песня?.. Барабанщики обычно так. Ну, не всегда… В последний момент думают — «что же стало с тем парнем».

Короче говоря, музыку слушать с умом. Заниматься (если заниматься) тоже стараться с умом, каждый день, хотя бы по часику, если хотите, чтобы был прогресс. Это рутинная работа, она так и называется по-английски «practice routine», как-то так, по-моему. По-русски — рутина. С другой стороны, а как сидит офисный планктон, целый день бумажки перекладывает в офисе с 9 до 18… Но им, может быть, и не интересно, а нам интересно. А они потом смотрят на нас, музыкантов — «Никогда в жизни не работал!» А мы сидим там — [изображает]. Кайфово, руки если зашевелились — уже радость. Через месяц. Что-то новое пройдено. В принципе, двигаемся. И что хотел сказать о музыке. Музыка — это великая вещь. Скажу в заключение, потом ученики мои поиграют, такой мини-концертик тут будет. Великая вещь, способ коммуникации между людьми. Была такая легенда, она и сейчас еще существует, что бог наказал людей за то, что они начали, скажем так, много на себя брать и построили Вавилонскую башню, чтобы на небо забраться. Он их всех разделил, дал им всем разные языки, они стали друг друга не понимать — раздор, война, все пропало. Но бог создал еще и такую вещь, как музыка. Музыкальный язык не имеет границ, имеет только… он одинаков. Если ты умеешь играть, какой бы это ни был стиль — рок, джаз, фанк, что угодно, блюз… Да хоть на баяне. Приезжаешь в любую страну и выходишь на джем-сейшн. Буквально обменялся парой фраз: что сыграем, какую песню… Тебя если поймут, начнешь играть, и через минуту уже все будет понятно, кто ты, как ты играешь, что-зачем. И начнут с тобой разговаривать языком музыки. Это универсальный язык, который я рекомендую изучать, такой глубокий, высокий, разносторонний мир.

Собственно, меньше текста — больше дела. Люда! Сейчас Люда исполнит песню знаменитой группы Aerosmith «Cry». Ставь сюда, пожалуйста. Давай свой плеер. Только мы не полностью — так, вкратце все пройдем. Я потихоньку, да. Потому что я, конечно, разговорился. Куда нажать? Вот сюда, на «play»? Так нормально? Можно?

[Играет].

Ага. Ну, и там дальше повтор. А Люда, между прочим, экономист, и занимается на барабанах всего два месяца. Раскрою секрет небольшой, она лет 15 назад училась в музыкальной школе (в 3 классе) на фортепиано. Поэтому она так открыла ноты, так по-важному, все сразу — ага, уважуха! Ништяк.

Так, прошу. Сейчас будет выступать Кристина. Песня «Eye of the tiger» группы Survivor.

— Я тоже с нотами. Все уважают меня?

[Смех].

— Слушай, там код у тебя?

— «Кот у меня там». Собака у меня там!

— Давай помогу. А Кристина — дизайнер. Тоже пару месяцев буквально занимается.

[Играет].

Кристина, молодец! Дай я перекручу педали, а то тут так залипает, неудобно. Чувствовала, что залипает? Скотч этот протерся… Кристина, сколько ты у меня тут занимаешься?

— Два месяца.

— Два месяца вот, видите. А до этого… На самом деле, Кристина еще очень классно играет на… дарбука или джамбей, я все путаю?

— Дарбука.

— На дарбуке. И на свою первую электронную барабанную установку, на которой она занимается дома, она заработала игрой на улице. Сидит на улице — «трын-дын-дын»… А пустота поет в карман. Не, она молодец. Она ответственна, смотрите, как она ноты разрисовала, «глаз тигра». Я сразу вспомнил школу, честно говоря, когда мы дневники расписывали, тетрадочки. Еще пионерские галстуки обвешивали значками.

И последний участник нашего «ралли» — Павел Табуров. Единственное — нужно, чтобы фонограмма пошла, потому что были проблемы именно с этим. Давай попробуем. А вдруг. Просто моносигнал идет, а там стереозапись.

— Но тихо как-то, нет?

— Нормально, я сейчас сделаю на всю громкость. Давай, садись. Готов?

— Да.

[Играет].

— Паша, как настоящий рокер, сломал палочку!

— Стараюсь!

— На самом деле, это потому что палки у тебя какой фирмы?..

— Это Китай, на халяву достались…

— Ну, как бы да. «Дурбин джаз». Я еще помню, их лет 10 назад стали выпускать. Действительно, они ломаются. А эта песня — это рок такой, группа Blur, британская команда, звезды 90-х годов. Здесь играется в обод, и, естественно, «бам-бам-бам», и ее нету. От игры, от римшотов постепенно здесь становятся трещины, и потом — вот…

— Да можно даже об хай-хет ее разломать.

— Можно об чашку, да. Она просто трескается. Что касается хета, я забыл сказать: можно играть сверху, так носком — получается хлесткое закрытие. Допустим… да любой стиль: [показывает]. Это шаффл, традиционный блюзовый стиль — шаффл. Здесь сверху. Можно играть, использовать от пятки: [показывает]. И так далее. Можно играть пяткой — вот так. То есть, разный звук. Смотря, какие требования у стиля. Как называется стиль? Изучали же!

— Синкопа, нет?..

— О! Еще важный момент: барабаны, повторюсь (уже в заключение), это аккомпанирующий инструмент, а не солирующий, поэтому 90% барабанщик тратит в коллективе (в оркестре, в группе, в ансамбле) на аккомпанемент, поэтому надо уделить много внимания тому, чтобы стараться играть в разных стилях точно, ровно и конкретно. Не то что как машины, а ловить грув: «groove» — это движение по-английски. По-русски есть такое выражение «кач». Именно поймать кач. Когда ты совпадаешь полностью с коллективом: сыгранность.

Барабан должен давать основу. Начинающим барабанщикам скажу: обязательно надо считать во время игры, потому что оно потом уже как-то на чутье идет. А то потом начинается: «А открой, пожалуйста, хет на «и-и», и он такой: «А где это «и-и»?.. Елы-палы…» А тут — «и-раз, и-два, и-три». Или: «Открой хет к четвертой доле, — просит тебя гитарист. — Подчеркни мою синкопу». Или к первой. Раз-два-три-четыре. Или: «А вот мне хотелось бы, чтобы… — Мы играем диско (или диско-фанк такой). — Акцентируй, пожалуйста, четвертую шестнадцатую в третьей четверти. Так: «О-па…». В общем, хай-хет. Поэтому, что касается теории — надо считать учиться.

Ноты — желательно, потому что они в любом случае помогут, хотя бы потому что, когда вы придете в какой-то коллектив и начнете разбирать какой-то материал, вы можете сделать себе какие-то пометки нотные. Чтобы не прийти на следующую репетицию — за неделю или за 2 дня все из головы вылетело: «что играл гитарист?.. что играли баянисты?..», и так далее. А так ты открываешь свой конспект: так, тут такой ритм. Хотя бы минимально: это, это, квадрат такой-то, столько тактов, столько времени тянется. И музыканты, которые, если они такие самодеятельные (да любые): о, молодец, законспектировал. И сразу ты у них повышаешься в рейтинге: не просто шурум-бурум по барабанам, а с понятиями, правильно подходишь к вопросу, знаешь свое дело. Ты должен основу создавать. Не плаваешь по форме, где надо — [показывает]. Добавляешь акценты, какие-то брейки по теме. Для этого нотная запись существует. Либо диктофон: принес на репетицию, поставил, записал. Дома слушай, занимайся под это, наизусть заучивай. Я бы даже рекомендовал это, наверное, в большей степени, потому что рок-концерты по нотам не играются. В оркестре можно сесть так, или в джаз-бенде, а в роке так не принято, больше оно наизусть. Так что диктофон покупаем или такую камеру, ставим на репетиции, записываем. Домой пришел, на комп залил, проанализировал, снял студию либо записался сюда, в «МузШок», например. Здесь у нас по утрам, например, можно репетировать бесплатно. Пришел — и все в вашем распоряжении: динамик, установка, такой набор железа ученического, очень неплохого. Пришел, порепетировал, получил занятие свое раз в неделю (либо у меня, либо у Юрия Мартынова), либо на Громова у нас есть филиал. Максим…

— Максим уехал, Никита здесь.

— Никиту я не помню… Никита Анисимов! Большой плюс, что здесь можно заниматься. У кого есть с утра время с 9 до 14, предварительная запись. Записались — занимаемся. Прекрасно. На этом я хочу закончить. До новых встреч! Приходите, занимайтесь, любите музыку и друг друга. И «keep the groove», как говорится: держитесь в груве! Желаю счастья!

— Спасибо!

 
 
17 мая 2014
Еще новости
«Освобождение голоса» по методике Кристин Линклейтер

— Приятно, что сегодня мы собрались такой...

Подробнее
Характерные особенности гитарного аккомпанемента в стиле "фанк-рок"

— Всем привет, меня зовут Андрей. На...

Подробнее
Отчётный концерт 29.05 "Голоса МузШок" 13-45 (фото)

29 мая в 13-45 прошел второй вокальный...

Подробнее
Серия вокальных тренингов в марте-апреле! 18.03 и 01.04

18.03 и 01.04 в 13:00 приглашаем вокалистов на МЕГА ИНТЕНСИВ! 90 минут тренировки помогут привести мышцы в тонус, а синтез практики и теории даст углубленное понимание процесса пения. Педагог — Курашева Надежда (18.03) и Войтуль Елизавета (01.04). План тренинга: разогрев мышц; снятие зажимов;  вокальное дыхание;  работа резонаторов;  скороговорки;  комплекс речи и дыхания;  тренировка слуха. Успейте забронировать...

Подробнее
Бесплатный мастер-класс Евгения Олейника!

А у нас грядет грандиозный мастер-класс! Регистрация обязательна! Регистрируйтесь скорее по ссылочке: goo.gl/rcwFB7, ведь количество мест ограничено 🙂 Мастер-класс ведет Евгений Олейник!  автор песни Евровидения 2011, "I love Belarus"; продюсер победителя Детского Евровидения 2007 (Алексея Жигалковича); обладатель международной премии им.Попова в области телевидения и радиовещания; автор более 300 песен, в том числе "Лучшей песни Беларуси 2013 "Первый...

Подробнее
Концерт учеников в Брюгге 01.03 (фото+видео)

Начало весны в МузШок выдалось зажигательным! 1 марта концертная площадка Брюгге принимала учеников МузШок: профессиональные звук и свет, подготовленные и до блеска отрепетированные номера. Выступили не только кавер-бэнды МузШок, но и вокалисты-победители вокального конкурса МузШок: Турейко Мирослав, Шелкуненко Ульяна, Жлобич Виктория, Литвинов Алексей. Концерт получился масштабным: 50 участников и 70 гостей! А насколько всё было круто...

Подробнее
Контакты
Минск, ул. Богдановича д. 9

Находимся в самом центре Минска, 3 минуты пешком от метро Немига
парковка на набережной, по улице Старовиленская

Будние с 14:30 до 23:00,
выходные с 10:00 до 21:30

Запишем на первое занятие и ответим на вопросы

Отвечаем Вам
Присоединяйтесь