Студия музыкального обучения
для взрослых и детей
+375 29 126 30 00Минск, Богдановича, 9Троицкое предместье (ст.м. Немига)

Главная / Новости / Характерные особенности гитарного аккомпанемента в стиле "фанк-рок"

Характерные особенности гитарного аккомпанемента в стиле "фанк-рок"

— Всем привет, меня зовут Андрей.

На самом деле, я никогда не проводил таких мероприятий, поэтому не судите строго. Тема сегодняшнего открытого урока (не хочу называть его мастер-классом) — «Характерные особенности гитарного аккомпанемента в стиле фанк-рок». Вкратце расскажу, о чем пойдет сегодня речь.


Вообще стоит отметить, что полностью рассказать про какой-то стиль в рамках часа-получаса — это нереально, поэтому в двух словах расскажу про фанк-рок, и потом непосредственно перейдем к практической части, к аккомпанементу.

Фанк-рок— это афроамериканская музыка, которая появилась в Америке в 60-е годы. Родоначальниками считаются Джеймс Браун, «Охио Плейерс» и другие группы. В 70-е годы фанк-рок превратился в своего рода пренебрежительный термин. Я немножко волнуюсь…

Стоит сказать, что для фанк-рока характерны очень активные ударные и какая-то ограниченная мелодичность стиля. В связи с этим, американские и английские критики термин «фанк» (и еще «фанки») использовали при рецензии пластинок, характеризуя их как непосредственные и незатейливые. Эта мелодическая «убогость» компенсировалась в фанке такими ритмическими выкрутасами. Также стоит отметить, что фанк-рок является производным от стиля диско. Из фанка был взят ритм, и диско — он немножко упрощен. И отличие было в том, что там уже добавлялись электронные инструменты — различные синтезаторы.

В данный момент к ярким представителям фанк-рока можно отнести группу Red Hot Chili Peppers, а также Earth, Wind & Fire. Это такая вступительная часть, а теперь перейдем непосредственно к практике.

Я сейчас сыграю песню Red Hot Chili Peppers «Can’t Stop», и обратите в этой песне внимание на то, что я говорил про невыраженную мелодику (ее, как таковой, тут не присутствует — все построено на одном ритмическом риффе). Начнем.

[Играет].

То есть, вы заметили, что в этой музыке все сконцентрировано на одном ритме. И очень важно добиться этого звучания — грува, ритмичности. Вообще здесь присутствуют электрогитаристы? Есть? Хорошо. Один электрогитарист. Сейчас информация будет для тебя. Мы сейчас разберем этот рифф, и я расскажу, на что следует обращать внимание начинающим гитаристам при игре в подобном стиле. Еще раз сыграем один раз [играет].

Как правило, мои ученики тоже приходят и начинают играть вот так: [показывает]. В чем разница? Видите, да? Очень важно добиться хорошей атаки. Атака — это скорость удара. Она позволяет получить четкий, собранный звук, с большей динамикой. В первом варианте, как в оригинале, я играю размашисто, и за счет этого получается нужное звучание. Это первый момент, очень важный.

Второе — это постановка руки. Давайте я расскажу сейчас, как держать руку при фанковой игре. Тут две основные постановки. Первая — когда у нас кисть в подвешенном состоянии находится. Здесь очень важно, чтобы двигалась кисть, а не предплечье.

Если поиграть на приглушении, то смотрите, что должно получиться. При отработке данной техники для начала надо просто играть на глушении, чтобы сконцентрировать все внимание на правой руке. Вы должны обращать внимание на скорость удара — то есть, на атаку. Удар должен быть быстрый, чтобы не было такого: [показывает]. Это позволяет получить звук с хорошей атакой. Это первая постановка.

Вторая постановка похожа, но рука более прямая и уже в таком положении: двигается кисть. Если в первой движение было у нас такое округлое, кисть была изначально в согнутом положении, то здесь рука более прямая, и движение тоже производится только кистью, без предплечья. Еще нужно следить за расслабленностью руки после каждого удара, чтобы рука успевала расслабляться. В дальнейшем тогда не будет зажатий, игра будет более свободная и раскрепощенная.

Есть такое упражнение на отработку этой техники, сейчас я его покажу. Оно еще направлено на отработку чувства ритма. Сейчас мы подключим метроном. Заранее скажу: суть упражнения — играть различными длительностями. Замечали, что когда музыканты играют, они отстукивают ритм ногой? Как правило, эти доли они отстукивают четвертными длительностями.

Суть упражнения — мы метроном поставим четвертями, и в правой руке будем играть различными длительностями, переходить с одних на другие. Начнем с мелких — с четвертей, — а потом перейдем на восьмые. Я включу метроном сейчас… Когда я буду играть четвертями, я буду совпадать полностью с метрономом на каждый удар. Играть необходимо переменным штрихом: мы постоянно чередуем удары. Посмотрим. [Показывает]. И нужно научиться четко совмещать удары с метрономом. Сейчас я перейду на восьмые, то есть буду уже играть два удара медиатором на один удар метронома.

Здесь очень важно делать акцент на тот удар, который у нас производит метроном — выделять его. И четко совмещать. Дальше переходим на триоли: это три удара на один удар метронома. Здесь уже акценты начинают меняться: первый раз на удар вниз, потом на удар вверх.

Вы должны добиться ровного звучания. У нас есть акцент, а остальные два удара более тихие. Дальше у нас идут шестнадцатые — четыре удара. Дальше квинтоли, пять ударов. Чтобы уловить квинтоль, нужно произносить имя русского композитора «Римский-Корсаков» — как раз укладывается в пять ладов. Получается: «рим-ский-кор-са-ков, рим-ский-кор-са-ков». И делаем на первый акцент. На самом деле, очень помогает.

— Можно «Герман Никончук».

[Смех].

— Дальше идет секстоль: шесть ударов. И обязательно акцент. Септоль: семь ударов.

— А у меня знаешь, кто? Барабанщик, помнишь, такой…

— Сазонов?

— Да, Сазонов Саня.

— Вот. Ну, и на восьми нотах можно остановиться. Получится [показывает].

Очень полезное упражнение на ощущение длительностей и переход с одних на другие. Потом можно чередовать с четвертей на шестнадцатые, на триоли переходить, и в обратную сторону. Также оно будет очень полезно для импровизации, потому что, когда у вас рождается какая-то мелодия в голове, вы должны ее сразу сыграть. Если вы будете владеть этими… легко переходить с одних длительностей на другие, вы будете играть ритмично.

В таком стиле, допустим, сейчас сыграю один рифф, и вы посмотрите: там есть переход с одних на другие длительности. Я потом сконцентрирую внимание и медленно покажу. [Играет]. Это композиция «Cupid’s Dead» группы Extreme, она тоже характерна для фанк-рока. И здесь я играл момент шестнадцатыми везде, и в одном месте я переходил на секстоли: то есть, было шесть нот. Это упражнение, которое я до этого показывал, хорошо поможет вам почувствовать длительности и потом свободно переходить с одних на другие: были шестнадцатые.

Самое главное — делать акценты. Акценты помогают нашу игру организовывать в долях, и тогда у вас все зазвучит ритмично и четко.

Так, что я еще хотел сказать… Я себе пометочки сделал. Это касается отработки правой руки в технике фанк-рок. Дальше переходим к левой.

В левой руке в стиле фанк все играется с глушением, и здесь очень важно отработать глушение левой рукой. Как упражнение, можно учиться играть каждым пальцем — учиться глушить струны. Берете, шестую струну прижимаете, и остальные указательным глушим. Потом пятую. Здесь я уже указательным пальцем упираюсь в шестую. Дальше четвертую: здесь уже необходимо большим пальцем шестую глушить. И так дальше спускаемся. Когда на третьей играю, у нас пятая струна открытая, ее уже необходимо глушить другими пальцами. И так каждым пальцем. [Показывает]. И чтобы не было грязи.

В данном риффе – «Can’t Stop» — удары идут сразу по нескольким струнам, и это очень важно, глушить.

Дальше идем. Чтобы этот рифф звучал как надо, более музыкально, нужно делать акценты. Вообще это относится к любой музыке, к любым стилям — неважно, вы играете аккомпанемент либо соло. В любой игре должны присутствовать акценты, тогда игра будет более живая. Какие акценты здесь у нас получаются? Вообще, чтобы понять, где делать акценты, очень полезно слушать партию ударных. Барабанщик играет: [показывает], акценты совпадают либо с бочкой, либо с малым барабаном. Здесь, получается, акцент идет на первую ноту, потом на эту ноту. В принципе, здесь всегда эта нота акцентируется, она самая высокая. Если сыграть без акцентов, ровно, я думаю, вы ощутите разницу. [Показывает]. И с акцентом…

И напоследок хотел сказать еще одну полезную вещь. Мне когда впервые сказали об этом, я не прислушался к этой информации. Полезно двигаться под музыку, тогда ваша игра тоже станет более музыкальной. Можете танцевать, и обязательно под музыку. Тогда игра будет и ровнее тоже. Если вы начнете корпусом раскачиваться, уже руками будет сложно играть мимо этих движений. Если обратите внимание, все крутые музыканты не стоят так. Нужно двигаться, танцевать и лабать рок.

В принципе, это все, что я хотел сегодня сказать. Если есть какие-то вопросы, можете их задать.

— У матросов нет вопросов…

— Можно про глушение поподробнее? Какими пальцами и что глушится на левой руке?

— Конкретно на каждой струне, да?

— Ну, там я смотрел, и мизинцами глушится, и другими пальцами…

— Да. Я показывал упражнение — стоит каждым пальцем попробовать глушить струны. Если мы используем указательный, то эти не участвуют пальцы в принципе. Когда уже переходим на четвертую струну, обязательно упираемся в пятую и большим пальцем глушим шестую струну. На третью, я говорил, у нас пятая открытая получается, и приходится уже использовать эти пальцы и искать такое положение руки, чтобы они не глушили третью струну. То же самое на второй и на первой. И каждым пальцем попробовать искать это правильное положение.

Вообще, если рассматривать постановку левой руки, то везде учат ставить пальцы вертикально, чтобы не задевать соседние струны. Здесь у нас обратный момент: я, допустим, вообще прижимаю этой частью пальца, чтобы заглушить шестую струну, четвертую. Вот такие моменты.

— А в фанке соло-гитары, как таковой, нету, да? Нет каких-то крутых запилов? Особо их ребята не делают?

— В принципе, как правило, да. В фанке больше увлекаются грувом, ритмом.

— У меня нет вопросов.

— Все тогда?

— Можно еще что-нибудь сыграть?

— Еще что-нибудь? Сыграю начало риффа песни Джими Хендрикса «Little Wing». [Играет]. Кстати, у Хендрикса тоже активно используется глушение, но это уже другой стиль. В принципе, все.

— Под минуса еще готово что-нибудь?

— Нет, больше не брал ничего.

— Сыграй еще. Пускай народ посмотрит, как лабают риффы!

— Риффы? Вот у «Перцов», допустим, еще рифф: песня «Scar Tissue», с активным глушением. [Играет]. И так по кругу очень много раз.

— Задавайте, господа, вопросы, не отпускайте Андрея! Кому что интересно — спрашивайте. Как дела?

— Нормально. Не выспался. Лабал.

— По занятиям, например, кроме этой руки, правой, еще что-то может происходить? Какой материал, например, кроме Red Hot Chili Peppers?

— Я играл до этого рифф группы Extreme. Еще раз сыграю вам его. Но это уже что-то идет более сложное, чем RHCP. [Играет]. Вот. У группы Extreme все песни такие, достаточно насыщенные синкопированием, такими смещениями, переходами с одних длительностей на другие. Для повышения левела рекомендую поиграть группу Extreme.

— Я, например, вообще не в теме, поэтому даже не знаю, что спрашивать…

— Genesis? Peter Gabriel?

— Да…

— А ты как играешь? Ты же сейчас играешь, получается, фанк? Свой материал.

— Нет. Фанк — один из стилей, который мне просто нравится. Рок, фанк-рок.

— А сочетание вообще есть, как фанк-рок? Какие-то примеры?

— Ну, вот Red Hot Chili Peppers — это, в принципе, и есть фанк-рок. Этот стиль с Джеймса Брауна уже и назывался «фанк-рок». Есть чистый фанк…

— Не требует, наверное, длительного времени, чтобы ему выучиться?

— Нет, что касается фанка, здесь, мне кажется, должно быть очень хорошо сформировано чувство ритма, чтобы чувствовать эти все переходы, акценты.

— Слушать бочку, бас и заниматься с метрономом?

— Да. Какой-то техники такой там не должно быть, беглости пальцев — без этого можно обойтись. Но вот такая грувовость — основа этого стиля.

— А ноты где взять хорошего качество, того же «Экстрима»?

— Я знаю, что в магазинах музыкальных продавались книжки, качественно переведенные: и табулатуры, и ноты сразу есть, параллельно. То, что в Guitar Pro многие берут, там куча ошибок. Например, этот рифф, переход, что я играл, там какой-то бред выписан. Бывает, попадаются неплохие переложения…

— А лучше всего снимать?

— Да. Хочу такой совет дать: больше пытаться на слух делать. Снимаете — обращайте внимание на звук, каким звуком человек играет. Проблема начинающих гитаристов — они играют вроде те же ноты, но играет [показывает]. Он пойдет играть в группе, но то, что он сыграл, сразу потеряется на фоне с другими музыкантами. Потому что барабанщик будет сидеть и из-за плеча «вкачивать» в малый барабан, и такая игра пропадет.

Сейчас куча всего — этих нот, гэпэшек, и люди ленятся садиться и на слух что-то снимать. А раньше у музыкантов не было такой возможности. Они сидели и этим тренировали свой слух, параллельно. Все моменты касательно звука они быстрее улавливали, потому что слух уже был натренирован. Поэтому, если есть возможность и время, лучше посидеть и снять самому, на слух.

— Штрих лучше ловишь, когда сам. В ноты же его не выпишешь, это штрих. Акценты все эти, именно правильное воспринимание…

— Да. Получается, когда на слух снимаешь, я делаю так: есть программа-проигрыватель JetAudio. Там можно зациклить кусочек, даже опустить-поднять тон, скорость тоже замедлить. Когда снимаешь, приходится неоднократно прослушивать этот рифф, и приходит понимание, как нужно играть, с какой подачей, какое звукоизвлечение должно быть. Снимайте на слух, это обязательно.

— Посоветуйте какой-нибудь простой рифф, для начинающих.

— Для начинающих гитаристов? Deep Purple. [Играет]. Но это очень простой рифф. Понять, нравится тебе музыка их гитары или нет — если удовольствие будешь получать от такого риффа, то стоит продолжать.

— Это тоже еще ровно надо сыграть…

— Да. Можно сыграть его так [показывает] или так [показывает]. Нужно слушать, всегда подключать ухо свое, именно характер звучания улавливать. Музыкой нужно передавать эмоции. Если просто играть ноты, игра не интересна.

— Сколько лет назад ты взял гитару в руки, получается?..

— Электро или вообще? Я начинал с классической гитары в 12 лет.

— Тогда же не было еще дисков, были кассеты… Была возможность снимать только на слух. А сейчас такой мир, что все абсолютно доступно: это с одной стороны хорошо, с другой — плохо.

— Да, люди не тренируют свой слух. А слух — это вообще основа для музыки.

— У меня лично весь двор играл… там появился Карлос Сантана, «Moonflower» — весь двор тогда играл «Moonflower». И все тогда снимали. Кто-то снимет один ход — покажет всем. Вот так происходило. А сейчас — да, это информация…

— Все ведущие музыканты такие. Если взять ведущих западных музыкантов, которых мы знаем — Сатриани, Стив Вай и тот же Ван Хален — они все, в основной массе, начинали на слух, а потом уже теорию учили. Все самоучки.

— Сатриани — у него был педагог, есть такая информация, он приходил к нему, и педагог заставлял Сатриани петь: каждую ноту пропевать, чтобы он попадал, потому что пение лучше всего тренирует слух. И если Сатриани ошибался, он его выгонял до следующего раза, тот тренировался, пел и приходил. Без инструмента, в общем, занимались. Поэтому если есть возможность заниматься пением, это только плюс.

— В данный момент так вообще техника неактуальна.

— Вновь прибывшим покажите, пожалуйста, что-нибудь напоследок, раз уж так!

— Я еще раз сыграю Хендрикса вступление. [Играет].

— Расскажите про приборы свои.

— Процессор. Такая штука — процессор называется — в ней спрятаны все педали, комбики, усилители… Как вообще строится цепь электрогитариста? Есть гитара, провод, и дальше идет комбоусилитель либо стек (это когда отдельно усилитель, отдельно колонки), и потом уже гитарист по своему желанию докупает различные педальки. Delay, Chorus — это всякие обработки, которых несчетное множество, и все это можно заменить процессором. Конечно, он в полной мере не передаст все тонкости звучания, которые передают эти педали, потому что там идет аналоговое преобразование звука, там транзисторные схема, а здесь идет имитация этого звучания. Они тоже есть разного уровня, процессоры — этот достаточно серьезный. Для выступления необязательно тащить гору педалей, если вы активно используете всякие эффекты: можно поставить процессор и все это компенсировать.

— А как вообще, востребована ли у нас в Белоруссии эта музыка?

— Фанк? Вообще в Белоруссии с музыкой у нас эту тему можно развернуть… Мне кажется, все зависит не просто от стиля, а от качества музыки. Если сделать эту музыку современно, модно, с элементами неважно, какого стиля, то музыка будет востребована. Нет такого, что, если ты играешь метал — значит ты востребован. Или попсу. Главное — качественно делать музыку.

— По поводу этих съемок. Deep Purple. А еще, может, что-нибудь? Если бы я был учеником (я помню, как я был учеником), я не знал вообще, к чему даже подойти. Я пришел на урок, и у меня в голове вообще ничего нет.

— Есть хорошая школа — школа «Ритм-гитара в стиле хэви-метал». Трой Стетина. Пусть название «хэви-метал» вас не смущает. Там такие роковые риффачки, он сам их придумывал. В чем польза этой школы? Там идет работа с длительностями нот. Не с табами, а именно с нотами. Но там объясняется именно работа с длительностями: с простых ритмов и постепенно усложняя, переходя к более сложным. Если ее пройти, самому можно тоже, потому что там все расписано подробно. Конечно, желательно с преподавателем, чтобы преподаватель смотрел за постановками рук. Люди приходят, начинают играть неправильно, потом много проблем из этого вытекает. Что касается рок-ритм-гитары, эта школа считается хорошей.

— Хотя, с другой стороны, гитариста тех же Offspring взять, если по-правильному смотреть, у него же беда с руками.

— Нет, я бы е сказал. У Offspring сыграть некоторые песни, там бешеные темпы. Там просто если не играть в этом стиле, то не любой крутой джазовый музыкант сыграет.

— Джазовый не будет в теме. Я помню программу «Голос». Сидит классный джазовый музыкант в оркестре. И вышла петь Наргиз «Нирвану». И он рифф играет, но не то. А чувак вообще крутой, джазовый, но он не в теме, потому что не играет это. Ну, и посоветуй всем что-нибудь напоследок!

— Слушайте побольше хорошей музыки. Если музыка — это ваше, занимайтесь, находите время, и все получится!

— Спасибо!

 
 
208 просмотров
16.05.2014

Еще новости

«Освобождение голоса» по методике Кристин Линклейтер

— Приятно, что сегодня мы собрались такой ко...

Подробнее
Серия вокальных тренингов в марте-апреле

Серия вокальных тренингов в марте-апреле! 18.03 и 01.04

18.03 и 01.04 в 13:00 приглашаем вокалистов на МЕГ...

Подробнее
Мастер-класс по фортепиано

Мастер-класс по фортепиано Пигульской Ирины (видео)

30 июля в МузШок прошел мастер-класс по фортепиано...

Подробнее

Серия вокальных тренингов в марте-апреле! 18.03 и 01.04

Серия вокальных тренингов в марте-апреле

18.03 и 01.04 в 13:00 приглашаем вокалистов на МЕГА ИНТЕНСИВ! 90 минут тренировки помогут привести мышцы в тонус, а синтез практики и теории даст углубленное понимание процесса пения. Педагог - Кур...

Подробнее

Бесплатный мастер-класс Евгения Олейника!

мастер-класс Евгения Олейника

А у нас грядет грандиозный мастер-класс! Регистрация обязательна! Регистрируйтесь скорее по ссылочке: goo.gl/rcwFB7, ведь количество мест ограничено :) Мастер-класс ведет Евгений Олейник!  а...

Подробнее

Концерт учеников в Брюгге 01.03 (фото+видео)

Концерт учеников в Брюгге 01.03

Начало весны в МузШок выдалось зажигательным! 1 марта концертная площадка Брюгге принимала учеников МузШок: профессиональные звук и свет, подготовленные и до блеска отрепетированные номера. Выступили ...

Подробнее

Контакты

Минск, Богдановича, 9

Троицкое предместье (ст.м. Немига)

Работаем с 8:30 до 23:00

Без обеда и выходных

+375 29 126 30 00

Запишем на первое занятие и ответим на вопросы

muzshok123@gmail.com

Пишите на электронную почту

Присоединяйтесь

Заполните анкету и мы перезвоним Вам!