Студия музыкального обучения
для взрослых и детей
+375 29 126 30 00+375 33 373 62 22+375 17 237 76 28 Минск ул.Богдановича 9, 2 этаж
Минск ул.Богдановича 7, 3 этаж
Троицкое предместье (ст.м. Немига)

Главная / Новости / Импровизация на электро и акустической гитаре

Импровизация на электро и акустической гитаре

Уроки игры на гитаре

— Здравствуйте, друзья. Рад вас всех видеть сегодня, кто пришел. Сегодня наш «митинг», наш мастер-класс будет посвящен одной интересной теме. Я расскажу, о какой, попозже. Или вы знаете, какой теме?

— Импровизация?

— Да. Мы будем говорить об импровизации на электро-, на акустической гитаре и о многих других интересных вещах. С чего бы я хотел начать… Меня зовут Алексей Бразговка, если кто не знает. Если кто знает — хорошо. Кто не знает — вот мы познакомимся. Я работаю на Громова, в филиале нашего мегакомплекса «МузШок».

Я думаю, вам всем нравится здесь заниматься? Что вы скажете? Ребята, в принципе, в процессе работы буквально полторы недели назад появился такой трек небольшой. Я в последнее время сторонник авторского творчества и стараюсь что-то креативить по возможности сам, и сейчас я вам сыграю пару космических вариаций на тему февраля (может быть…). Я особо ее не готовил, если честно — складывал что-то, что есть, по частям. В принципе, это и есть импровизация, наработка каких-то своих навыков внутренних, которые у тебя здесь, и, конечно же, знаний тоже. Насти нету, она обещала нам сделать свет…

Ладно, мы потихонечку начнем. Тема называется «Февраль», а точнее, наверное, такая космическая импровизация на тему февраля. Там, сзади вас, есть выключатель, вы можете чуть-чуть его… Прямо сзади тебя, Карина. Так лучше?..

Я теоретически знаю, чем я начну, теоретически знаю, о чем будет речь идти, но сложно сказать, чем я закончу.

[Играет].

Можно свет включить? Романтика — это хорошо… Я бы хотел пригласить сейчас своего ученика Андрея Хотько. Мы с ним тоже занимаемся импровизацией. И в двух словах непосредственно об этом: мы подходим к тому, что пробуем изучать все с самого начала — то есть, с нуля. Что нам для этого надо? Нам надо знать какие-то минимальные навыки (мне так кажется), и уже мы можем что-то импровизировать.

Что такое импровизация? Это выражение своих мыслей в свободном ключе. То есть, у вас есть какие-то наработки, какие-то основы и т.д. Но в то же время, когда вы это практикуете, соответственно, у вас получается уже какой-то посыл, который идет изнутри, который, в принципе, делает вашу музыку еще более свободной.

Например, теоретически если взять — это все, что относится к искусству. Это, например, художник, который рисует либо карандашом, либо краской на холсте, например, и у него есть какой-то посыл. Например, танцор, который может импровизировать. Танец, мне кажется — один из самых классных видов импровизации. Конечно же, музыка и такие люди, как фристайлисты, которые читают сразу то, что они видят, то, что они думают, и у них получается очень интересно и складно. Но в то же время нету таких моментов, чтобы мы двигались вперед без каких-то наработок. И у художника, и у поэта, и у танцора, и у музыканта есть какие-то основы, которые он закладывал в себе и потом развивал.

Мы попробуем с самого начала: что надо знать для импровизации. Достаточно того, чтобы вы знали аккорды и какие-то мелодические обороты: самое основное — это, конечно же, гамма. Принцип нашей работы с Андреем и с кем-то еще — это игра с самого нуля. Конечно, у нас какая-то гармоническая цепочка подготовлена, но мы с этого с ним начинали. В соль мажоре сейчас. Мы обыграем какую-нибудь гамму — например, гамму соль мажор. И ваша задача — знать гамму хотя бы в двух позициях. И уже этого может быть достаточно для того, чтобы раскрыть свои музыкальные мысли. А если вы знаете еще что-то о параллельных аккордах, например (существует такое понятие, как параллельный мажорный и минорный аккорды), и благодаря этому вы можете уже больше и красочнее представлять свою музыкальную палитру. Например, мы в соль мажоре сейчас обыграем гамму — так ненапряжно, очень легко.

[Играют]

Да, вот легкий пример. Мы уже знаем гамму, и мы можем выстраивать какие-то мелодические рисунки чисто из одной гаммы.

Есть еще такое понятие, как пентатоника. Это та же гамма (кто-то о ней знает уже), например, обычная мажорная гамма, но в которой отсутствует, например… если вы уже знаете чуть-чуть гамму, она состоит из ступеней, в которых отсутствуют определенные ступени: 4-я и 7-я. Что такое пентатоника? Это очень великая вещь, потому что на ней основывается вообще вся импровизационная и сольная музыка вообще: хип-хопа, металлистов, блюзменов — всех кого угодно. Есть мажорная пентатоника, есть минорная пентатоника. Сейчас сыграем мажорную, соль-мажорную пентатонику. И ты добавляешь, например, полутона. Сыграем похожую цепочку. Давай, поехали.

[Играют]

Ну, картина ясна. И у вас сразу ваша гамма, которая имеет более классическое, скажем так, направление и более классическое мышление. В то же время, пентатоника — она больше склоняет вас (и нас тоже, всех вместе)… склоняет одна пентатоника. Например, просто к соединению каких-то классических моментов и в то же время к соединению каких-то блюзовых моментов.

Сейчас мы сыграем песню с Андреем, она называется «Hey hey», из творчества великого блюзмена Эрика Клэптона. Мы разобрали просто основную мелодию и попробовали что-то попеть на уроках и внесли туда пару своих квадратов, чтобы нам было интереснее заниматься. Эти квадраты не использовались у Эрика Клэптона, и мы решили покреативить, потому что мы можем даже строить импровизацию и заниматься импровизацией… Если кому-то нравится группа «30 секунд до Марса», например, можно играть гармонию (аккорды) группы «30 секунд до Марса» и играть те же гаммы, играть те же пентатоники.

Для чего это делается? Играть гамму может быть грустно, может быть скучно (но мне не скучно, например), а когда вы играете ее уже с каким-то музыкальным сопровождением, это гораздо интереснее. Да? Всё.

[Играют]

Да, таким способом мы занимаемся на уроках, и нам, по ходу, это интересно. Дальше мы переместимся немного к другому стилю и сыграем джазовую композицию. Она называется «Осенние листья», и, в принципе, это считается одним из самых интересных джазовых стандартов. Знает кто-нибудь «Осенние листья», кроме Антона? Она была придумана французским композитором Жозефом Само и была использована для одного из фильмов — правда, название я, пока шел (ехал) сюда, забыл. Но оно имело другое название — «Мертвые листья», и потом, само собой, когда Эдит Пиаф, Эрик Клэптон тот же самый исполняли эту песню, она получила уже название «Осенние листья». Мы сыграем ее и тоже попробуем поимпровизировать.

В чем наша задача была здесь? Мы определили тоже тональность этой песни — то же самое, что мы сделали с предыдущей композицией и с нашей обычной цепочкой из аккордов. Мы определяем тональность, мы определяем для нее удобные и правильные ступени, мы ищем также параллельный аккорд, через который мы можем сыграть гамму (минорную, например), и она будет уже вносить другой колорит. Сейчас мы попробуем сыграть это произведение.

[Играют]

Вот такой легкий пример. Да, нам есть…

— Над чем поработать.

— Нам есть, над чем поработать, по-любому. Нам есть, к чему стремиться, и занятие музыкой — это и есть одна из тех интересных вещей, которая очень помогает раскрыть какие-то свои внутренние моменты, которые у тебя здесь и в то же время здесь. Ну что же, скажем Андрею спасибо за джем. Антон, сыграем?

— Пожалуйста.

— Познакомьтесь, это Антон Попов, тоже мой ученик. Что тут?..

— Да ничего.

— Может, у вас есть какие-нибудь вопросы, которые назрели? Просьбы, пожелания? С Антоном мы тоже любим заниматься импровизацией и делаем это тем же методом, с которым я сталкиваюсь сам и над которым пробую сам работать. То есть, мы определяем тональность произведения. Что мы делаем потом?

— Играем.

— Правильно. Мы играем. Но нам надо еще (вот Антон знает, например, что «играть», это очень хорошо) иметь какое-то общее представление. Еще раз напомню: мы находим тональность, в которой играется наша композиция, ищем ступени, с которыми «дружит» эта тональность: обычно это первая ступень, четвертая от ноты, пятая и седьмая. Если вы с этим еще не сталкивались, то вы это будете потихоньку знать. И мы можем использовать также и гамму, и пентатонику, и мы можем это сделать в разных позициях — это тоже расширит наш внутренний мир и кругозор. Да, Антон?

— Конечно.

— Что мы сыграем?

— «Take five».

— Мы сыграем композицию, которая написана в размере 5/4. Она называется «Take five».

[Играют]

Спасибо, Антон!

По принципам того, что есть для нас электрогитара или классическая, акустическая — в принципе, как мне кажется, основы везде одни, просто на электрогитаре мы играем медиатором. И можно затронуть такую тему, как педаль спецэффектов. Допустим, можно сделать на электрогитаре звук интереснее и чем-то непохожим. Например, когда вы будете увлекаться электрогитарой и у вас появятся одна или две примочки… Мое устройство «космическое» состоит из чемодана из обычного. Вы можете его найти… Сейчас я покажу. Кто не видит там, с задних рядов, оно выглядит таким образом, и можно его сделать своими руками. Он просто очень много повидал уже на своем нелегком пути, и послушал тоже.

Вы найдете, например, чемодан на даче у папы, забитый долларами или евро. Скажете: «Папа, можно я возьму твой чемодан?» Распилю его на две части, например, таким образом, потом так «чик!» сделаю, и всё.

— Это у вас дипломат.

— Да, это дипломат. А чемодан — это уже для «больших ребят». Вот такое устройство. И хотел еще представить одного своего ученика, его зовут Максим. У нас с Максимом обстоит дело в принципе так же, но чуть-чуть по-другому. Мы работаем сейчас… (Подстроился, да? Андрей, ты там подыграешь?) Мы занимаемся более электрогитарным звуком и выстраиваем свою работу чуть-чуть по-другому. У Максима уже хороший уровень очень исполнения серьезных композиций в стиле метал, например, и т.д. И поэтому мы хотим развиваться с Максом чуть-чуть в другом ключе — играть легкие ритмы фанка, тот же самый блюз-рок.

Получается, мы с Максимом выстраиваем какую-то гармоническую цепочку. Это может быть наработка абсолютно простых последовательностей гармонических, которые у всех на слуху. Т.е. это как пишется музыка по основам: по первой, четвертой и пятой ступеням. Вот мы складываем эти ступени и пробуем импровизировать на уроках. Потом, на следующий урок наша задача немного усложняется — точнее, задача Максима. Я ему усложняю задачу иногда, порой в жизни. Такое мини-задание — построить абсолютно такую же цепочку из аккордов, которые мы играем, но в другой тональности. И еще основной момент — чтобы мы нашли такие же гармонические подходы, но уже в другой тональности. Мы собираем по частям и склеиваем в одно целое то, что должно получиться. Сейчас просто так разомнемся…

[Настраивают инструменты, играют]

Например, так мы тренируем работу правой руки, чтобы она чувствовала себя свободно и не действовала только в рамках прямого ритма. Например, [изображает]. Мы хотим чуть-чуть нашу игру разнообразить такими легкими ритмическими ходами: [изображает]. Мы можем, конечно же, вернуться в 70-е и сыграть то же самое в стиле диско, получить позитив и потанцевать, например: [изображает].

— Провод…

— Сейчас мы с ним быстренько разберемся.

Это то, какие возможности дает нам гитара в аккордовой импровизации. Т.е. если у нас есть педаль эффектов, мы можем что-то креативить, мы можем расширять наши музыкальные горизонты.

Если вам будет интересно, на какой-нибудь следующий мастер-класс мы можем создать вместе какую-нибудь тему, которая вам будет интересна. Это может быть фингерстайл — игра на акустической гитаре, когда мы ведем бас, ведем мелодию и в то же время аккомпанируем сами себе. Это может быть тема творчества великих рок-музыкантов мира типа «Нирваны» и т.д. Это может быть еще просто мастер-класс по использованию педальных эффектов и что они дают музыкально.

Сейчас попробуем поиграть легкий фанк. Мы особо работали в другом ключе — попробуем со старта, сходу что-то покреативить. Андрюха, гармонию!.. Ну, присоединишься потом. Ну что, попробуем? Начнем? [Играют].

Такие дела. На самом деле, все может получаться гораздо лучше и круче, если мы все вместе будем к этому стремиться и что-то делать. Обязательный совет какой: любить музыку и выбрать, может быть, свой любимый стиль, чтобы вам было интереснее заниматься тем или иным видом рифовой игры, аккордовой игры или даже импровизации. Выкладывайте эту последовательность и, как на ниточку, нанизывайте все ваши знания — то, что у вас есть. К этому мы будем все стремиться.

По большому счету, это все, что я сегодня хотел вам рассказать. И если у вас какие-то есть вопросы, идеи, пожелания и т.д., вы можете спрашивать. Следующий мастер-класс пройдет, может быть, в абсолютно другом ключе. Не исключено, что уже при подготовке к этому мастер-классу были какие-то идеи, что может быть интересно вам — например, творчество каких-то групп. Вы можете писать на «МузШок» и говорить, что «мы хотим мастер-класс по «30 секунд до Марса»!, например. Мы найдем того, кто его проведет тогда. А так — спасибо большое! И хотел сказать спасибо Антону, Андрею и Максиму.

?

— И вам!

— А также этой чудесной студии за креатив, позитив, за свободное творчество и за стремление к лучшему. Спасибо, друзья!

 
 
219 просмотров
04.05.2015

Еще новости

«Освобождение голоса» по методике Кристин Линклейтер

— Приятно, что сегодня мы собрались такой ко...

Подробнее
Серия вокальных тренингов в марте-апреле

Серия вокальных тренингов в марте-апреле! 18.03 и 01.04

18.03 и 01.04 в 13:00 приглашаем вокалистов на МЕГ...

Подробнее
Мастер-класс по фортепиано

Мастер-класс по фортепиано Пигульской Ирины (видео)

30 июля в МузШок прошел мастер-класс по фортепиано...

Подробнее

Серия вокальных тренингов в марте-апреле! 18.03 и 01.04

Серия вокальных тренингов в марте-апреле

18.03 и 01.04 в 13:00 приглашаем вокалистов на МЕГА ИНТЕНСИВ! 90 минут тренировки помогут привести мышцы в тонус, а синтез практики и теории даст углубленное понимание процесса пения. Педагог - Кур...

Подробнее

Бесплатный мастер-класс Евгения Олейника!

мастер-класс Евгения Олейника

А у нас грядет грандиозный мастер-класс! Регистрация обязательна! Регистрируйтесь скорее по ссылочке: goo.gl/rcwFB7, ведь количество мест ограничено :) Мастер-класс ведет Евгений Олейник!  а...

Подробнее

Концерт учеников в Брюгге 01.03 (фото+видео)

Концерт учеников в Брюгге 01.03

Начало весны в МузШок выдалось зажигательным! 1 марта концертная площадка Брюгге принимала учеников МузШок: профессиональные звук и свет, подготовленные и до блеска отрепетированные номера. Выступили ...

Подробнее

Контакты

Минск ул.Богдановича 9, 2 этаж
Минск ул.Богдановича 7, 3 этаж

Троицкое предместье (ст.м. Немига)

Работаем с 8:30 до 23:00

Без обеда и выходных

+375 29 126 30 00
+375 33 373 62 22
+375 17 237 76 28

Запишем на первое занятие и ответим на вопросы

muzshok123@gmail.com

Пишите на электронную почту

Присоединяйтесь

Заполните анкету и мы перезвоним Вам!