Студия музыкального обучения
для взрослых и детей
+375 29 126 30 00Минск, Богдановича, 9Троицкое предместье (ст.м. Немига)

Главная / Новости / Что из себя вообще представляют барабаны?

Что из себя вообще представляют барабаны?

Курсы барабанов

— Что из себя вообще представляют барабаны? Во-первых, зовут меня Максим, если что. На барабанах мы играем руками, ногами, и у нас каждая конечность должна что-то там соображать по-своему. Но для того чтобы у нас…

— Вот у нас еще один будущий барабанщик пришел.

— О. Для того чтобы у нас мозг соображал, мы должны развивать координацию. Для того чтобы руки соображали, мы должны их разминать. Как любой иностранный язык: нам надо сначала выучить слова, потом узнать, как их составлять в предложения, как этими предложениями пользоваться. Это (вот я взял бумажку) называется страшным словом «рудименты».

Рудименты — ничего в них такого страшного нет, когда мы узнаем, как их играть, как их использовать, как их применять. Я вас не буду грузить всеми этими «single stroke roll» — всему свое время. Я тоже доходил до этого, смотрел: «Что тут написали?! Что за ерунда?». Но пускай это у вас будет маячить перед глазами, мозолить. Потом я, что смогу, быстренько вам пройдусь, потому что это надо дома играть. Я и всем своим говорю: дома надо играть на пэде, потому что дома не у каждого есть возможность иметь установку. Хотя бы развиваем руки, хотя бы играем какие-то рудименты, себе придумываем упражнения, потому что потом у вас, скажем так, начнут возникать вопросы, «а почему бы не ударить здесь один, два удара»… Оно само собой потом придет, и вы сами себе будете придумывать упражнения. Потому что на барабанах школ — тысячи. Можно каждую школу пройти, чему-то научиться, но не стать музыкантом. Я, допустим, от этого уже отошел: я себе сам придумываю какие-то упражнения. Киксанул — почему бы из этого не сделать на ближайший час, день, неделю упражнение.

Это мы теперь откладываем в сторону. Так как все знакомы с барабанами — я так понимаю, все играли на барабанах… все играли? Да, все играли. Я не буду рассказывать, что все это такое, как называется, как играть. Я постараюсь сегодня пройтись основные… У каждого преподавателя свой подход к барабанам, свои азы, но эти азы должны быть у каждого примерно одинаковы — виды ударов, как держать палочки. Сколько раз было, приходят ребята и говорят: «Я не умею играть, потому что мне неправильно поставили руки». Это не совсем так, потому что руки объяснили, как держать (Вероника продемонстрирует, и я ребят своих), они играют когда, я уже их не трогаю — лишь бы сыграли. Потому что за руками должны следить сами. Вам показали — и преподаватель уже пытается рулить, чтобы там… Потому что когда играет кто-то, и постоянно слышать «руку подними!», «колено опусти!» — все, все развалилось. Опять: «руку подними, колено опусти». И ничего мы так, никакую песню не можем нормально сыграть. Всему свое время, не спешите, когда играете полгода, грешить на преподавателя и говорить, что вам руки неправильно поставили и поэтому не можете сыграть. Это не из-за этого, а потому что не хватило немножко практики. Как говорят такие мэтры великие, нету секретной формулы, нету секретного упражнения, нету секретной какой-то сбивки — только практика, практика и практика. Но так как все мы люди занятые, для кого-то барабаны — это хобби, старайтесь не комплексовать, играйте, как у вас получается, получайте от этого удовольствие, в конце концов! И все само собой тихонько придет. Начнем мы со вступительного слова. У нас был в «МузШоке» конкурс барабанный, и мне лестно, что моя ученица Вероника победила в упорной борьбе. И хотелось бы, чтобы она начала это вступительным словом, ударно все это отметила. Не судите строго, что-то не повторялось, Вероника волнуется. Начнем мы, наверное, с победной песни. Поехали!

[Играет]...

На примере Вероники я хотел бы показать один маленький, чтобы сразу было видно, ошибочки. Ошибочки в чем? Не в исполнении песни, потому что мы все что-то забываем, волнуемся. Первое: как бороться с адреналином. У всех, когда мы можем сидеть дома, где-нибудь на студии, на репетиционной базе играть — все у нас получается, но как только мы выходим на сцену или перед людьми выступать, сразу руки «кх-х», и у меня, и у всех. В кровь адреналин, сразу руки начинают каменеть. Во-первых, перед выступлением обязательно разминайтесь. Мы пришли с мороза, иногда мы тащим тяжелые барабаны, у нас руки дрожат, все устало, а сразу садись и играй. Естественно, там мы наиграем такого…

Разминаемся. Как можно разминаться? Стандартное упражнение: берем палочки вот так и начинаем крутить. Крутим, крутим, крутим, пока не разогрелись. Берем вторую руку — и крутим. Те же самые берем вот так [показывает] — разогрели руки. Повыгибали. Самое классное упражнение (я ребятам рассказывал), не мое, но очень эффективное: складываем вот так руки и начинаем в ладошки так вот хлопать. Можете попробовать. Давайте, давайте! Только локти, локти складываем. Локти складываем и вот так барабаним и начинаем чувствовать, что у нас здесь все разогрето, мы готовы. И самое главное — перед тем, как начать играть, выдохнули, успокоили себя. Потому что надо, в основном, успокоить не руки — у нас посыл голова дает, мозг, а мышцы, руки у нас делают только то, какая информация поступает. Поэтому успокоиться, выкинуть все мысли. И, в основном, мы, барабанщики, играем какие-то разминочные упражнения перед выступлениями не «кто быстрее», а для того чтобы мозг успокоить. С тем темпом, с которым можете, медитативно. Посидели, помедитировали, успокоили мозг, и тогда мы можем начинать.

Ну, Вероника, немножко размялась? Подожди, сиди, сиди. Теперь на примере: какие у Вероники были ошибочки, которые мы никак с ней не можем исправить, к сожалению? Это руки. Давай, сыграй любой ритм. [Играет]. А теперь давай припев. [Играет]. Вот первая ошибка: когда мы на барабанах прижимаем локти, как я говорю — «меряем температуру»: градусник берем, и все, и играем. Это первая ошибка. И у нас смотрите, что получается: у нас руки – вот. И играя в хэт, нам тяжело поднять левую руку, потому что у нас нету замаха. Надо ударить в этот барабан, из барабанов надо звук выбивать. А если у нас руки будут вот так, что мы сделаем? У нас нет размаха. Это первая ошибка.

Вторая — это когда мы разворачиваем вот эту руку. Я сейчас подойду к видам удара и расскажу. Когда мы хотим плотно и мощно ударить, так у нас будет только вот так все [изображает].

И еще одна ошибка (здесь, наверное, не видно) — это когда мы пытаемся ноги так скромно… так делаем. Надо ноги как можно расслабленнее, но не сводить к барабану, потому что мы начнем тереть коленками о барабан, и будет не очень удобно.

Как надо сидеть за барабанами? Первое: высота. Сольник должен быть на уровне, скажем так, живота. Для чего? Допустим, я сел — мне сольник низковато, потому что мне сразу мешают колени. Уже это неудобно. Барабаны всегда старайтесь поднять, чтобы у вас руки расслаблены были.

Есть такое хорошее упражнение — ребятам своим рассказываю, — опустили руки с палочками, встряхнули их, положили на сольник. Дэйв Векл, есть такой великий барабанщик известный, он рассказывает, что это «home position», домашняя позиция, потому что физиология рук у всех немножко разная. У кого-то, как у меня, худенькие руки, у кого-то — мощные, и им удобнее немного развернутыми держать, больше развести их в стороны. Но в целом это — ваша домашняя позиция. Что только надо сделать? Немножко руки поднять. Я положил — мне сразу мешают колени. Поднять сольник повыше. Томов уже пока не будем касаться, потому что у каждого свое. Кто-то любит высоко и наклонять, кто-то любит низко ставить, ровно — томов мы пока не будем касаться. Основное — это сольник, хэт и бочка, троечка такая, где должны быть какие-то основные стандарты.

То есть, нам сейчас надо сольник приподнять. Мне, допустим. Ну, мы его приподняли. Следующее — [показывает], вот что я говорил. Не меряем градусники, как я говорю, «арбузы не носим». Мы должны выбрать оптимальную позицию, где нам удобно, потому что в сторону тяжело держать — мышцы напрягаются, тут — тоже. Но для того чтобы нам сделать оптимальный замах, мы относим, получается, немного руку в сторону. И уже, если я разверну ее вот так, уже она как-то выгибается неестественно, значит надо нам ее немножко развернуть. Она сама собой так уже становится, а то так неудобно. А так — удобно, можно от себя сыграть, можно сверху приложиться. То же самое здесь. Получается, мы руки раскрываем. Можно сделать хороший удар. Я сейчас так и сделаю — подниму, и можно хорошо, мощно… [Играет]. Нужно валить барабаны так, чтобы выбивать из них звук. Это то, что я на примере Вероники показал. Надеюсь, ты на меня не обижаешься?

— Нет.

— Вот. Пример — как сразу следить за руками. У нас не совсем получается с Вероникой это, потому что в голове куплет, припев, сбивка, и уже не до рук. Как я говорил, всему свое время, и руки встанут на свое место, но, когда вы чувствуете «все, я песню играю», не спешите, как многие – «Следующую давай! Следующую песню!» Любой темп взяли — медленнее. Ту же песню, допустим, какая-нибудь тяжелая песня, медленный темп: посмотрели, как у вас двигаются руки. Чувствуете, что сбивка тяжелая — медленнее ее, и сразу посмотрите, как у вас двигаются руки. Если они как у робота, значит совсем не то что-то происходит. Спасибо, Вероника, садись! Еще попозже чуть-чуть сыграем.

Теперь рассказываю про основные виды удара, которые есть.

Я разделяю три техники захвата палочек, начнем с самого начала — с рук. Палочки можно держать… основное игровое наше в пальцах — это эти вот три пальца. Эти пальцы в игре участвуют, но я сейчас расскажу, в каком. Они не должны мешать балансу палочки, потому что на барабанах надо играть «от барабанов». Если мы будем зарываться в них, если нам надо будет какой-нибудь быстрый-быстрый темп, тогда нам будет тяжело выдержать десять секунд. А если у вас весь концерт такой? Две минуты — и на большее вас не хватит.

Поэтому руки должны быть расслаблены. Эта мышца у барабанщика — она самая, может, не важная, но коварная. Она все время пытается кисть нашу заблокировать. У вас всегда рука должна быть «сопля» такая. Это первое правило. Поехали по хватам.

Начнем с первого. Есть хват, называемый немецкий. Это когда у нас хват идет между этим, этим и этим пальцем. Можно сказать, делается такое кольцо на первой фаланге, здесь — на второй и держится рука строго параллельно полу. Вот так: [изображает]. У нас участвует этот и этот палец.

Следующий хват — французский. Возвращаясь к этой технике: при таком ударе у нас кисть… мы можем хорошо вдарить. Но при таком, когда мы можем хорошо вдарить, у нас теряется скорость. Если мы играем сильно, у нас задействованы крупные мышцы. Хоть и есть отскок, но когда очень быстро, мы переходим на пальцы. Пальцевая техника — это так называемый французский хват. Это когда у нас кисть разворачивается вот так. Потому что если мы начнем так вот сжимать пальцы, возьмем палочку — у нас что происходит? Она в сторону идет, а нам надо, чтобы пальцы работали вот так: [изображает]. Для этого французы придумали французский хват. Палочка лежит на этой фаланге, на первой, а вот этот палец сверху прижимается. И остальные пальцы… есть разные упражнения: попробуйте вот так палочкой сделать. Левая рука сразу будет неповоротливой, потому что правой лучше. Это основной прием. Если будете одним пальцем (этими двумя) делать, у вас получатся и остальные. Упражнения можем по четыре: следующий палец… Вам видно? Мне сказали сидеть, там снимают, я не встаю перед вами. Этим пальцем четыре, допустим, потом следующим (а этот уже убираем). Раз-два-три-четыре. Мизинцем. Всеми пальцами. Раз-два-три-четыре. Назад можно. Поиграли.

И последний, американский — «ни нашим ни вашим», это что-то среднее, когда основной баланс идет между этим пальцем, этим и этим: все как в немецком, но этот палец висит, торчит. И рука уже более вальяжно разворачивается.

В процессе игры применяются все абсолютно. Вы можете видеть — руки крутятся, вертятся. Для этого надо, чтобы руки двигались.

Основные три вида удара (я быстренько, чтобы вам не надоесть). Так называемый «хлыст». Что в этом ударе, в «хлысте»? Чтобы это движение ваше… на барабанах как-то играют плавно, даже если руки переносят. Руки двигаются более свободно. Для этого надо отработать это движение. Это, скажем так, основной замах. Даже не сам удар, а сам замах. Потому что многие не уделяют внимание замаху, «удар-хлыст», пытаются замахнуться на эти упражнения, но забывают о самом главном: тут замах, у нас посыл идет от локтя. Это не значит, что у нас локоть выше головы. Резкость эта — чтобы был замах. Первый вид удара: у нас происходит что? Мы когда расслаблены (мы помним, что у нас здесь эта мышца расслаблена), у меня рука вот так — пальцы не прижимаются, они повисли. Все, вот она — свободная, вальяжная, даже какая-то немножко корявая. Но когда вы научитесь хорошо держать, видите, ничего здесь не напрягается, рука свободна.

Начинаем. Когда мы замахиваемся, посыл идет от локтя, резко. У нас происходит замах, и рука вращается здесь против часовой, а здесь — по часовой стрелке. Я начинаю поднимать, а у меня палочки внизу из-за того, что у меня здесь все свободно. Удар. Я рассказываю ребятам, что надо представить, что у вас здесь точка, что вам надо пробиться через барабан, потому что у многих проблема — они до удара [изображает] и даже не бьют по барабану: рука напрягается. А она должна быть абсолютно свободной. Что можно сделать? [Показывает] — и отпустили, только чтобы бьющихся предметов не было рядом. Пара плафонов так уже была разбита. И отпустили. У вас палочка должна сделать оборот и улететь сюда.

И одно из главных правил, чтобы вы себя не покалечили — не играть так: на барабанах, как я говорю, не бегают. На барабанах сеют, косят, все что угодно. Играть со стороны. Почему? Потому что если вы промахнетесь, вы получите себе в лоб, это будет вам таким уроком: «пам». Если вы так сделали, значит что-то не то.

Видите, со стороны идет удар. Я не отсюда замахиваюсь, локоть сюда не двигаю. Если мы начнем так играть на барабанах… А если мы так играем, у нас все свободно, у нас и том здесь, у нас здесь и другие тома, тарелки здесь — нам проще переносить отсюда удар, когда руки раскрываются не отсюда, а отсюда. Получается немного со стороны. Замах идет, и из-за уха бьем. Стараемся не тормозить руку, просто ударить, чтобы она отскочила. То же самое с левой: интересно дома потренироваться, получится у вас, или нет. Если вы чувствуете, что вы попали вот так, значит вы руку слишком низко опустили. У нас идет посыл от локтя, пошла волна в кисть, в пальцы и передалась палочке. Идет отдача обратно в пальцы. Если вы здесь заблокируете, у вас получится такая вот штука. Ближе уже к тремоло.

Следующий вид удара — когда у нас кисти просто поднимаются за линию руки, уже не машем локтями. И третий вид удара — когда мы, не поднимая кисть за линию руки, опускаем ее просто вниз. Это, скажем так, тихие удары, какие-то фигурочки. Основные виды удара.

Не сильно занудно? Нет? Это для того, чтобы вы примерно представляли. Не паникуйте! Сразу это все не получится, и не надо пытаться «это здесь так подняли»… Это все естественно происходит. Надо сильнее ударить — мы сильнее поднимаем. Но если нам надо просто, чтобы не сильно громко, надо пару ударов сделать — почему бы не сделать их рукой. Но когда нам надо так, будет уже тяжело играть. Если надо так, и мы будем играть это руками — тяжело, высоко не поднимаем. Надо нам быстро играть — рука сама будет проситься развернуться, помочь пальчиками.

Дальше. Не уверен, что понадобится вам, но есть такой прием на барабанах — называется «двойки». Два удара одной рукой. В барабанах, может быть, в каком-нибудь хеви-металлическом, death-металлическом стиле эти двойки не нужны. Знаю ребят, которые на кардане (то есть, двумя бочками) играют великолепно, но двойки не умеют играть и замечательно себя чувствуют. И я рад за них и никогда им не скажу, что «ты неправильно играешь» и вообще ты (как я их называю) — колдыр. Нет. Он играет в своем стиле свою музыку. Для его задачи, для его музыки не нужны эти двойки, и слава богу. Он единичками сыграет так, как никто не сыграет двойками. Но знать их и уметь играть — надо.

Двойки: [показывает]. Можно ускориться, я показал, как я их умею играть. Что можно сделать? Для начала просто тренируем отскок — этот пресловутый наш отскок. Нужно, чтобы у нас получился хороший отскок. Пытаемся вот так попробовать для начала. Тут самое основное — даже не сделать эту двойку: когда я ребят прошу сделать одной рукой двойку, у всех замечательно все получается. Левой… Это последовательность: правая-левая, правая-левая. Как интервал. Для многих в этом становится задача. Или быстро сыграть, или как-то так. Это последовательность. Двойки объяснил. Триоли дальше — все, не буду. Поехали теперь за барабаны.

С руками мы разобрались — как нам играть на пэде, потому что барабанов нет у нас дома, к примеру. Как можно себя развлечь дома с этой резинкой. Можно заниматься: это будет у вас нескончаемая борьба. Те, кто хотят заниматься барабанами, и так серьезно заниматься, для себя, изучать какие-то ритмы… Я с барабанами всегда. Даже если я не барабаню, а еду в метро где-нибудь, сразу видно, кто барабанщик. Начинающие барабанщики — у них все, «воздушные барабаны», конкурс воздушных барабанов, им плевать на окружающих. Можно вычислить: «Металлику» играет. Кто-то джаз, сидит. У меня тоже это, но скромно, пальчиками. Я уже в голове проигрываю ритм.

Но конечности… Мозг посылает сигнал. Самое главное у нас — координация — в голове сидит. Остальное — чтобы мышцы запомнили: «право-лево». Это отрабатываем. Самое главное в голове. Теперь поехали, сделаем легкий экскурс по стилям. Я вам покажу на примере базового ритма простейшего, как можно, не меняя ритм, себе напридумывать упражнений. Всем вам, наверное, знаком этот роковый ритм, балладный. Что можно делать? Можно в хэт играть… То есть, у нас бочка — сольник на каждый удар: раз-два, раз-два. Можно все песни так играть. Допустим, играем балладу. Там задушевно кто-то поет, играем рок. Играем джаз. Играем фанк. Становится неинтересно: одно и то же. «Но больше я не умею!» — надо работать. Работать над чем? Не меняя бочку и сольник, начнем работать с нашей правой рукой. Начнем более красиво играть наш хэт. Можно играть сильные и слабые доли — называется «апдаун»: не просто в хэт лупить, а, допустим, играть в хэт тише. Чтобы играть тише, нам надо играть не этим краем палочки, а сверху. И уже сразу тише все. И немного, как видите, приходится поднимать локоток, потому что если будем так — не очень удобно. Чуть-чуть расправились, выпрямились (меня это тоже касается).

Можно играть сильные и слабые доли, чередовать. На каждый удар у нас, как видите, два удара. Можно играть наоборот — на второй удар. И смотрите: обычный ритм. Играем громко, мощно. [Играет]. Здесь стало то же самое, сильная — слабая. Наоборот. Мы ничего не поменяли здесь. А представьте, если у вас там какой-нибудь [играет]. Сложный ритм. Только за счет того, что я меняю хэт, сразу все… Тот же самый танцевальный ритм. Бочка, сольник — хэт поменял, и сразу все, пошли танцевать.

Этот пример для того, чтобы вы могли сами себе придумать легкое упражнение. Как играется вот это все в хэт? Когда мы играем мощно, мы руку опускаем… Ну, уровень хэта — я опускаю куда-то сюда, скажем так, в уровень хэта. Я играю этой частью палочки, сам собой получается мощный, сильный звук. Так очень часто я играю, когда открываю хэт. Я могу играть так, но хэт надо открыть, чтобы он прозвучал, и здесь выползают эти сильные и слабые доли. Мне надо опустить руку. Если не хватает координации, у нас все рассыпалось. [Играет]. За счет этой смены можно красиво играть в хэт, сразу появляется, как будто мы левой рукой где-то помогаем, красивое такое украшение. Сильные так играются, слабые — вспоминаем этот подъем, и на этом подъеме мы можем сыграть эту одну нотку. Ударили и поднимаем. Не стараемся поднять и опустить — только за счет подъема. Раз опустили — хоп! [Играет]. Фанковый ритм — это все движение такое, немножко дерганое.

Рок-ритм мы немножко разобрали, как его играть. Стилей в музыке огромное количество. У каждого свой подход. Я сильно не буду вас грузить тем, что надо учить джаз, надо учить свинг, надо учить самбу, надо учить еще какие-то стили… но надо. Почему? Потому что это все просто развивает нашу координацию. Я вспоминаю, когда учил такой стиль — свинг (это джаз). Чтобы вас не вводить в заблуждение, я вам сейчас и продемонстрирую. Это касается легкого экскурса по стилям, начнем с самого сложного. К примеру, так. Тут как раз нет барабанов (они есть, но щетками). Это основа свинга — шагающий бас. [Играет]. Основа в чем? Основа в том, что у вас постоянно правая рука играет какое-то остинато — то есть, рисунок. Он постоянен, он неизменен, постоянно один и тот же. Сюда пока не обращаем внимание. А вот левая рука начинает играть какие-то свои фантазии, рисунки какие-то. И понимаете: здесь играть это, а здесь другое, и сразу… И у всех джазменов, и у меня, это добивается [показывает]. Я когда включал метроном (наушники), пытался под метроном это играть и пытался здесь какое-то упражнение выполнять, организм быстро «вырубал» меня. Я начинал быстро засыпать, потому что идет раскоординация, и полушария мозга начинают как-то расширяться, что ли, и быстро спать. Так бывает, когда у вас получилось. Вы сами это не осознаете, как вы играете ритм. «О, я играю!» — и сразу сбились. Опять начинают играть, выключают мозг, меньше думают. Начинает выключаться мозг, руки уже запомнили, мозг не посылает никакой лишней информации (поесть, еще что-нибудь, пятое, десятое, рюкзак, плеер выключился) — начинается концентрация. И когда концентрация — отсутствие мыслей происходит, в голове пусто, и начинаешь паниковать: «Пусто, а я играю!» Сразу мозг — как играю?! То же самое происходит здесь.

Свинг. Не буду всех грузить, потому что это очень сложно. Я не пугаю вас, но есть какие-то определенные правила, я быстренько пройдусь — вдруг кому-нибудь понравится, и кто-то захочет это играть, надо знать, как все это делается. Есть удары: раз-два, раз-два. Начинаем эти удары раскидывать по частям тарелки: один удар сюда, один удар сюда. Уже неплохо. Вам надо будет добавить эту штуку — хэт ногой. Как играть? Я посмотрю всех, постараюсь уделить каждому время, если кто-то захочет. С ногами тоже есть вопросы. Некоторые просто ставят пятку и пытаются так играть. Можно, но не всегда правильно.

Я играю, допустим, чтобы ударить не в хэт ногой, никогда носок не покидает платформу, но удар есть. За счет поднятия пятки и ее опускания у нас происходит удар. Вот пятка, вот носок, еще у нас такая педаль. Мы держим чуть-чуть на носке, пятку не опускаем на пол. Что у нас происходит: мы поднимаем пятку, педаль нажата, а когда я опускаю пятку, вот происходит движение. Я поднял и опускаю: произошло нажатие, «хлоп». Так и здесь, как будто я опускаю пятку. Как дома (я ребятам рассказывал) заниматься: ставим ногу. Если мы хотим ударить педалью пяткой. Все занимаются, я тоже занимаюсь до определенного времени на стульях, по коленкам, и так вот топаем пяткой. И потом уже пытаемся, топая пяткой, оторвать носок уже. Если мы так ударим пяткой (у нас-то педаль еще имеет какой-то наклон), мы вроде как бьем по полу пяткой, по импровизированному полу, а у нас происходит что: мы подняли, и вот он удар, уже удар произошел. У нас что носок, что пятка на одном уровне. Очень важно именно это движение. Многие этой мышцей (поднять ногу, опустить ногу) и пытаются играть. На барабанах эти мышцы все расслаблены. Как мы подпрыгиваем? Мы сначала не так же подпрыгиваем [показывает]. То же самое: подкидываем ногу. То же самое происходит что с этой педалью, что с этой.

Возвращаясь к свингу, раз! — пытаемся ударить, уже что-то собрать в кучу. Пытаемся сюда, во второй удар, ударить сильнее. Но не так, конечно, с плеча. А здесь уже слабый, уже задача: раз-два, раз-два. Теперь смотрите, что происходит. Если мы будем плавно держать, у нас в руке появляется такая плавность: мы ударили сюда, и я теперь готовлюсь ударить сюда сильно. Я ударил — мне надо сильно сюда ударить. Происходит вроде как замах, и рука идет сюда, а кончик палочки ее догоняет. Дальше мне надо сюда ударить. Рука пошла — догоняет. Кисть и рука чуть-чуть раньше, более плавно.

Но если мы еще добавим шестнадцатую ноту, у нас получится свинг. Свинг — такая штука, что некоторые его играют так, «триольно»: раз-два-три, раз-два-три. Некоторые его играют так. Не страшно, как вы будете играть, потому что крутые барабанщики играют и так, и эдак — у каждого свой способ.

Вот, уже первая задача есть, уже координация. А за счет этого есть потом куча упражнений, но вам для начала пока хватит. Еще в сольный барабан какие-то рисунки. Получается так. Я думаю об этой руке, а здесь у меня что-то творится, я даже не думаю, что там. Я только здесь думаю, и иногда бочку. У меня уже мысль работает не на четыре конечности, а, допустим, на одну и на бочку. Уже я выкинул лишнее. А это все добилось таким автоматизмом. Посидели-потренировались, именно упражнениями. Для чего они нужны? Для раскоординации. Потому что раскоординация — вроде, я сел, «смотрите, как классно», наиграл вам всего, а чем это добилось — непонятно. Именно работой.

Дальше есть такие стили латиноамериканские. Сильно тоже не буду заморачиваться на них, расскажу основу и то, как я вижу, как это играть ногами.

Есть такой стиль — самба. Это, в основном, латиноамериканские ритмы, их играют на карнавалах, ходят там ряженые девушки, мужчины. Самбу вообще играют много барабанщиков. Это европейские барабанщики решили, что шесть барабанщиков… Платить всем? Я один все сыграю! И решили за всех двенадцать барабанщиков сыграть это все. Почему это так пошло: один играет, допустим, какой-нибудь один рисунок, второй — другой, третий тоже, четвертый шейкером что-то играет, стучит — все классно, все красиво. Как добиться этого на установке? Надо за всех них (хотя бы четверых барабанщиков) это сыграть. Четыре конечности — Петя, Вася, Коля, Миша, каждый что-то свое играет.

Основа — то же самое: есть остинато, как и в свинге, рисунок. Это игра бочки и хэта. Что происходит? У нас есть раз-два (то же самое практически и свинг). Мы должны «и раз-два», «и раз-два» — это зацепить, а руками читать книгу, что-нибудь делать, барабанить, готовить ужин, что угодно.

Как я вижу, как это играть. Конечно, не очень хорошо я вам покажу, потому что тут уже я сторонник того, что мне помогло. Не знаю, будет ли вам это интересно. Та техника, которую мне Александр Николаевич Сапега рассказывал, и я сначала тоже как-то не въезжал: пятки подняты, он говорит — опустить… но мне это помогло. Что происходит? Мы играем… Здесь тоже такое легкое напряжение, опускаем пятки. Опускаем, расслабляем ноги, и теперь у нас такая задача: когда мы здесь бьем (бьем с поднятием пятки), здесь мы поднимаем носок. Теперь мы, хотя бы для начала, так. Теперь нам надо, когда у нас это более или менее получается, раз, раз, и можно что-нибудь писать, пытаться по телефону разговаривать, когда у нас ноги работают. Но не так-то это все просто! Хотя бы так надо играть, и у вас начинает развиваться эта мышца, вы почувствуете, как она начнется качаться, потому что, если вы начнете поднимать, эта мышца тоже нужна. Хотя все советуют играть вот так. Можете так попробовать. Но для начала — вот так. Так ездите в транспорте и качайте ногой. Иногда еще мышцу можно покачать, встав на ступенечку — мышцу прокачивать, упражнения поделать. Можно по-разному делать.

И, если играть на барабанах, быстро: [показывает]. Это все только это упражнение. Это еще медленно. У вас прокачивается эта мышца необходимая. Дальше уже идут упражнения — это я всем желающим расскажу, покажу. Остинато — и пошли руками. Раскидывается это все на барабаны, и начинается полный хаос, вынос мозга. Хотя бы один ритм разобрать становится сложно. Для чего это надо? Самба какая-то. Я, к сожалению, много вариантов не нашел; я что вспомнил, то вам сейчас покажу, как я вижу, что данный барабанщик понял, что такое самба, и применил ее в такой вот музыке. Кто-нибудь группу «Dream Theatre» слышал?

— Да.

— Да, кто-то слышал, неважно. Они такие прогрессивщики, не суть важно, кто они, но они играют тяжелую музыку — относительно тяжелую музыку. Я вам покажу один момент для общего развития, что можно такую концепцию применять к каким угодно тематикам. Покажу, как можно этого добиться, не играя на двойной бочке. Сейчас «полет шмеля» закончится, и начнется самое интересное. Всем слышно? Это тяжелая музыка. Опять «полет шмеля»… К чему я это? Во-первых, он не играл [показывает], он играл [показывает]. Немного упростил, но суть, пульсация — та же самая. Только там другие тарелочки.

Я когда услышал, я ее сразу снял «раз-два-три-четыре». Мне – «Ну ты монстр!» А все потому, что я когда-то самбу потренировал.

Теперь возвращаемся к нашим стилям. Не сильно я занудно все это рассказываю? Устали, наверное, уже. Я не хочу сейчас пытаться… Вот я сыграю, обычно мастер-класс приводит к тому, что «смотрите, как я умею, какой я крутой» — не очень хочу, чтобы это так было. Я, как преподаватель, что-то умею, что-то нет, борьба с барабанами и с координацией — это на всю жизнь. Не бойтесь, я уже играю 12 лет. Первые два, три года – это: «Я барабанщик!» — «На палочки.» — «А, палочками играть надо?» То есть, я даже барабаны в глаза толком не видел. Пускай кто там по коленкам, палочками по пэду, но сразу себе ставит какие-то задачи. Попробуй здесь два удара, а здесь — три. Как это сделать?..

Сидишь и занимаешься, быстрее, посвободнее, еще что-то. Потом уже начинаются ритмы, хэви-метал, трэш-метал, джаз — все как у всех. Кто-то остается в стиле рок, кто-то, как я, возвращается, поэтому не бойтесь начинать. Преподаватель нужен, чтобы вас вдохновить, ни один преподаватель вас не заставит играть, если вы сами этого не захотите. Можно поправить руки, можно «черт с ним, играй как получается, но играй», но если вы не будете жить барабанами… Я не имею в виду бросить работу, и только барабаны. Есть тут Саша… Где Саша? Саша убежал. Ребята, которые уже в возрасте, старше меня в полтора, а то и больше, раза, забросили барабаны, когда в школе играли, вернулись к этому. У них есть какие-то азы, но они хоть играют и замечательно себя чувствуют, репетируя с такими же ребятами, не ставя себе цели «Я хочу в 45 лет забросить работу, детей, жену и стать великим гуру барабанным». Не получится, к сожалению, потому что и возраст не тот, да и у нас другие задачи. Если у вас барабаны — хобби, это самое лучшее. У меня тоже, можно сказать, как хобби: есть основная, другая профессия, а барабаны так выползли плавно на первый план. И замечательно себя чувствовал: после работы приходил, играл, что-то с группой репетировал. Но я перед собой ставил задачу: хочу сыграть эту песню, кровь из носа хочу. Начинается такая задача, как услышать, разобрать. Мы слышим поток информации — все красиво, все классно. Как оттуда вычленить эти барабаны? А тем более у барабанов куча звуков. И когда начинается «как их услышать», это тоже такая работа, не касаемая даже рук и ног — как это все услышать, соединить. Здесь два удара; отлично — сделал два удара. Потом опять бочка. Е-мое! Сидим и занимаемся. Там потом куда-то сольник. Куда он идет? А, после бочки! С каким-то оттягом. Нет, не так. Как попасть в это все?.. Зато потом эффект «Я сыграл! Я смог! Я разобрал!!!»

У каждого свои цели: я хотел это сыграть — я сыграл, свое эго удовлетворил, я спокоен. Кому-то надо просто: гитарка, барабаны, посидим… Играем, замечательно. Я только за, если у вас это хобби. Преподаватель может только вам посоветовать: «Вы здесь играете русский рок. Мы здесь самбу не будем играть, сейчас изучать, но мы здесь сделаем такую сбивочку, и будет шедевр». Можно преподавать — «Подожди, ты ж меня должен научить, чтобы я тут...» — «Хорошо, вот тебе упражнения». Вроде звучит. Начал криво, потому что не занимался. Вроде и скучно так сидеть. Зачем тебе тогда такая сбивка — сыграй [показывает]. Замечательно. На ее основе можно еще придумать.

Вдохновить вас. Некоторые (не буду говорить, кто) говорят: «У меня ничего не получается, я не смогу». Все все могут! Когда смотришь, как играют иногда, думаешь — елки-палки, ты же занимаешься полгода, чтобы я так играл… Все отлично, все у вас должно получиться. Мы с Вероникой начали разбирать песню, очень такую «качовую». Я хочу, чтобы Вероника поиграла. Она, может, там посбивается, но не страшно. Почему Вероника? Потому что все, кто должны были еще играть, заболели, к сожалению — Настя не пришла, Таня заболела. Как-то оказалось, что я специалист по девчонкам, у меня одни девчонки что-то участвуют. Но ничего, парни тоже подтянутся, все будет хорошо. Играем?

Мы сейчас сыграем одну композицию, для девчонки самое то. Я не ожидал от Вероники, что она именно ее выберет. Мы играем до какого-то места, докуда разобрали, и потом, может, я вам чуть-чуть поиграю. Сейчас, только найду, где она.

— Может, крэш подвинуть, а то он там отъехал.

— А, да-да. Это я, чтобы показать. Камера нас снимает. Она сразу стартанет, ты подхватывай.

[Играет].

Дальше мы не выучили. Опять же. Надеюсь, Вероника когда-нибудь порадует уже меня. Вы заметили, что она сама себе немножко помешала — где-то ударила, именно из-за рук. Видите, как все вроде просто. Я понимаю — адреналин, руки зажались. Но если они зажались так, хотя бы можно где-то помочь развести их в стороны, а так уже никуда не денешься, катастрофа. Я думаю, время у нас позволяет? 20:14. Я думал-думал, что вам сыграть, чтобы показать свое мастерство… Честно говоря, так и не придумал. Есть пара таких песен, которые я практически никогда не играл, пару раз разогревался на них. Я вам сейчас, может, покажу пример, как не стоит играть, но как стоит, может быть, свои идеи реализовывать музыкально. Я люблю иногда включить просто песню, и у нее есть какая-то мелодия, бас, подчеркивать барабаны, выпендриваться для себя. Я не такой, как Вероника, тяжеловес — решил что-нибудь полегче. Как раз мы сейчас ее сыграем, я покажу вам, что значит «подсвинговывать». Можно играть ровно, а можно подсвинговывать, когда у нас не совсем ровно, а такое шагающее. Это больше к стилю от свинга — такой есть стиль «шаффл», ближе, наверное, к американщине: [играет]. Когда у нас хэт играется не просто ровно, а немножко подсвинговываем его: та-дам, та-дам.

Джон Бонэм, великий барабанщик группы Led Zeppelin — один из основоположников, кто привнес это в рок-музыку. «Fool In The Rain», есть такая песня, все барабанщики ее приводят в пример, даже джазовые — я оттуда узнал, что такое шаффл. Примерно, я точно не снимал. Довольно сложно. Саша играла, у Саши получалось, хоть она говорит почему-то, что не получается.

Возвращаясь к подсвинговыванию, я сегодня шел с утра, слушал песенку одну, и понял, что надо вам показать разницу, как Вероника сыграла ровно, и эту песню. Я вам ее быстренько пролистаю, чтобы вы представление имели, а потом сыграю. Как ни странно, музыка будет такая. Всем спокойной ночи!

Начало длинное, я покажу вам сам ритм. Начало тоже попробую сейчас вспомнить. Слышите хэт? Можно еще обратить внимание на бочку. Я сейчас попробую басов добавить. Она не ровная такая, не идет, как ровный ритм. Это шестнадцатые, допустим, а она идет [показывает] немножко с таким затягом. Вот и попробуем это все сыграть. Я попробую. Там еще есть интересное начало. Я не должен, как преподаватель, это говорить, но я его не снял — не было времени. Но я попробую все это сыграть. Как получится — так получится. Погромче…

[Играет]...

Как получилось — так получилось! Извините. Где-то не слышал, где-то не занимался. Это пример, как не стоит играть. Там много было отсебятины, где-то забывал про бочку, что надо так вот. Основное — не бояться! Есть мысли — сыграли. Если у вас есть мысли, а вы их сыграли криво, останавливайтесь. Потому что, бывает, на концерте слушаешь, барабанщик играет, собралось сообщество ценителей барабанного искусства и крутят носом — палочки не так держит, а я стою открыв рот, потому что своей кривизной он дал мне столько информации! Он сыграл какую-нибудь музыку — попробуй повтори это, особенно если еще подключать ноги. Можно от любого барабанщика научиться играть какие-то фантастические сбивки. Поэтому не стесняйтесь показать, если вас просят, как вы умеете играть: взяли, смело, как Катерина… «Кто хочет поиграть на барабанах?» — «Я!» Все, села. Не бойтесь, сели, играете. Все зависит от человека: если человек плохой, он вам скажет плохое, даже если не барабаны, касается любого. Если человек хороший — он, как правило, хороший барабанщик.

Думаю, на этом… Были еще какие-то у меня… Или у вас желание разойтись? Могу еще что-нибудь сыграть. Опять же, нужно не уходить от транса какого-то, чилаута, просто ровный ритм поиграть, к примеру. [Играет]...

Все. Тоже из этой же серии «как нельзя играть». Я здесь просто наворотил, слышу где-то басовый ритм, и на него ориентируюсь. Это все добивается только работой над собой, координацией, где-то — идеей. Вы сами видели, я где-то вылетел. Если бы я занимался один, я бы сказал «стоп», где-то идея у меня появилась вот такое сыграть — я сыграл, фиксанул… Вам, как начинающим дам такое вдохновление… Вы сами видели, я от барабанов получаю кайф, мне классно, мимо играю, но зато круто. Вам тоже получать от этого удовольствие, даже смотреть, куда можно расти, потому что всегда будет кто-то, кто над вами. Это хорошо. Не бояться, как некоторые после мастер-класса выбрасывают палочки — «все, я не играю больше на барабанах». Наоборот! Куда стремиться, к чему: где-то подсечешь что-нибудь. Если вы вынесли с мастер-класса одну фишку, одну идею, даже просто заряд — это уже замечательно. Надеюсь, вы уйдете отсюда с положительным зарядом! Приходите заниматься. Пока ко мне не попадете, потому что меня не будет.

Хочу познакомить: Никита. Это больше касается Ильи, Саши и Вероники. И Максим там спрятался. Это те ребята, которые у меня занимаются. Никита будет меня заменять на время моего отсутствия — транса такого легкого. И я приеду — велкам! И к Никите, и ко мне. Все барабанщики, на самом деле, барабанная братия очень дружная, все позитивная. Ничего не хочу сказать про гитаристов, молчим про них. Но сколько я встречался — барабанщики всегда такие позитивные, дружелюбные. Мне так кажется. Может, я превозношу их. Но чувствую себя с ними в одной когорте. Хочу, чтобы вы тоже стали частью барабанной семьи, вдохновились барабанами. Барабаны тоже бывают разные; если вы чувствуете, что не получается например, с ударной установкой, у нас есть перкуссионные школы — пожалуйста. Купите себе джембе и играйте! Главное — ритм. Не расставайтесь с ритмом. Не будете расставаться — все будет круто. Барабаны — это класс. Пять часов барабанов, и вы в нирване! Всем спасибо.

 
 
176 просмотров
05.05.2015

Еще новости

«Освобождение голоса» по методике Кристин Линклейтер

— Приятно, что сегодня мы собрались такой ко...

Подробнее
Серия вокальных тренингов в марте-апреле

Серия вокальных тренингов в марте-апреле! 18.03 и 01.04

18.03 и 01.04 в 13:00 приглашаем вокалистов на МЕГ...

Подробнее
Мастер-класс по фортепиано

Мастер-класс по фортепиано Пигульской Ирины (видео)

30 июля в МузШок прошел мастер-класс по фортепиано...

Подробнее

Серия вокальных тренингов в марте-апреле! 18.03 и 01.04

Серия вокальных тренингов в марте-апреле

18.03 и 01.04 в 13:00 приглашаем вокалистов на МЕГА ИНТЕНСИВ! 90 минут тренировки помогут привести мышцы в тонус, а синтез практики и теории даст углубленное понимание процесса пения. Педагог - Кур...

Подробнее

Бесплатный мастер-класс Евгения Олейника!

мастер-класс Евгения Олейника

А у нас грядет грандиозный мастер-класс! Регистрация обязательна! Регистрируйтесь скорее по ссылочке: goo.gl/rcwFB7, ведь количество мест ограничено :) Мастер-класс ведет Евгений Олейник!  а...

Подробнее

Концерт учеников в Брюгге 01.03 (фото+видео)

Концерт учеников в Брюгге 01.03

Начало весны в МузШок выдалось зажигательным! 1 марта концертная площадка Брюгге принимала учеников МузШок: профессиональные звук и свет, подготовленные и до блеска отрепетированные номера. Выступили ...

Подробнее

Контакты

Минск, Богдановича, 9

Троицкое предместье (ст.м. Немига)

Работаем с 8:30 до 23:00

Без обеда и выходных

+375 29 126 30 00

Запишем на первое занятие и ответим на вопросы

muzshok123@gmail.com

Пишите на электронную почту

Присоединяйтесь

Заполните анкету и мы перезвоним Вам!