Сложность духовых инструментов в том, что высота звука зависит не столько от рук, сколько от:

  • силы выдоха;
  • положения языка;
  • амбушюра.

Профессионалы могут даже сыграть одну и ту же ноту в двух-трёх октавах, не меняя аппликатуры. А вот у начинающих трубачей случаются проблемы с извлечением высоких нот на инструменте. И связано это не в последнюю очередь с недостатком тренировок.

В этой статье мы подскажем, в какую сторону двигаться, чтобы скорее получить результат. Но не забывайте, что занятия по трубе с с педагогом по духовым эффективнее следования самоучителю. 

Дыхание

Правильное дыхание – ключевая составляющая в игре на духовых инструментах. Большой запас воздуха позволит играть длинные пассажи, а умение создавать плотную воздушную струю – основа для высоких нот. Это правило действует не только для трубы: флейта, саксофон, губная гармошка и даже свисток – каждый инструмент подчиняется законам физики. В данном случае закон гласит, что чем большее количество воздуха пройдёт за единицу времени через отверстие и чем меньше это отверстие, тем выше звук.

Получается, чтобы высокие ноты выходили чётко и правильно, нужно научиться выдыхать с опорой на диафрагму – только она сможет вовремя обеспечить мощный толчок воздушной струи.

Амбушюр

Амбушюр – это способ сложения губ трубача для игры. Высота ноты меняется при сдвижении и раздвижении уголков. Объяснение – уже приведённый закон. Чтобы сыграть высокую ноту, уменьшите просвет между губами. Для этого сложите их так, как будто вы решили понасвистывать мелодию. Но трубочкой губы не складывайте, а, наоборот, подожмите. Чувство напряжения при этом – нормально.

Положение языка

Язык тоже помогает сужать поток воздуха. Чем выше нота, тем выше стоит язык в ротовой полости. Регулировать это можно с помощью слогов: для нот низкого регистра «произносится» «та», среднего – «ту», высокого – «ти».

Упражнения для извлечения высоких нот

Чтобы расширить рабочий диапазон, в начале каждого занятия играйте гаммы. Начинайте с самых удобных для себя нот, потом поднимайтесь выше. Длительность каждой ноты – не менее ½. Когда пройдётесь по доступному вам диапазону, пробуйте извлекать ноты на октаву выше, не меняя аппликатуру – только за счёт выдоха, языка и амбушюра.

Подготовить себя к такому звукоизвлечению можно проигрыванием «педальных» нот – нот, находящихся ниже диапазона инструмента. Секрет в том, что амбушюр для игры нот за нижними пределами возможностей инструмента тот же, как и для игры в верхнем регистре. Это позволит отточить навык, ведь низкие ноты извлекать легче.