Под православным пением понимают пение, связанное с богослужением в Православной Церкви. В частности, это те песнопения, которые исполняют певчие на клиросе и священник. Но термин включает в себя пение не только на богослужении. Песни на духовные темы тоже относятся к православному пению.

Виды православного пения:

  • древнее;
  • партесное (многоголосное);
  • песни на духовные темы.

Древняя православная музыка

Древнейшие православные распевы возникли на территориях, религиозное и культурное развитие которых регулировала Византия (Греция, Кавказ, Древняя Русь и другие).

У наших предков главным видом богослужебного пения был знаменный распев. Название он получил из-за способа записи песнопений - знаками (т.е., знамёнами по древнерусски). Нот тогда ещё не изобрели, поэтому текст распевов сопровождался значками, указывающими на паузы, повышение и понижение тона и прочее. В отличие от нот, «знамёна» не несли информации, как должен звучать тот или иной слог. Поэтому петь с листа в те времена было невозможно. Певчий сначала должен был заучить текст и мелодию, слушая чужое пение, а потом исполнять, используя запись как подсказку. Из-за этого мелодии и манеры исполнения одних и тех же напевов в разных приходах отличались.

Несмотря на крайнюю неоднозначность записей распевов, сохранившихся до нашего времени, энтузиасты стремятся возродить знаменное пение в Русской Православной Церкви. А вот в Старообрядческой Церкви по знаменным записям поют до сих пор.

Партесное пение

До XVII века для церковной музыки характерно одноголосное исполнение (Григорианское пение). Но под влиянием католических традиций на территории современных Украины и Беларуси в православие пришло многоголосие. В России оно распространилось в XVIII веке, и стало настолько популярным, что церковную партесную музыку писали даже композиторы Д. С. Бортнянский, С. В. Рахманинов и другие.

Сегодня многоголосное партесное пение главенствует в православных церковных обрядах.

Духовные стихи

Археологи находили записи песен на духовные темы («псальмы»), относящиеся ещё к XV веку, но распространение они получили только в XVII. Авторами и исполнителями тогда были калики перехожие – паломники в Святую землю. После паломничества они странствовали по Руси, зарабатывая на жизнь пением псальм под лиры, гусли и жалейки. Народ калик перехожих почитал, считая, что уход от мелочных житейских проблем к скитаниям наделяет человека мудростью.

К духовным стихам относятся ещё канты (возникли под влиянием польских силлабических стихов), колядные песни. Распространены песни на духовные темы в старообрядческих и сектантских общинах, но в последнее время интерес к духовным стихам: успешно издаются и продаются поэтические и певческие сборники духовной поэзии.

Музыкальная школа искусств для детей и взрослых МузШок приглашает на обучение всех желающих!