Опера - сценическая постановка, спектакль, где первостепенную роль играют не действия актеров, а музыка и пение. Приходя в театр, мы смотрим постановку и относимся к музыке как к украшению, способу вызвать и передать эмоции; приходя в оперу - мы слушаем. Правила и каноны в оперной постановке играют первостепенную роль.

Певцы поют в классической академической манере, достигая мощного и объемного звука благодаря использованию резонаторов. Академическому певцу микрофон ни к чему. Петь в академической манере не просто, не зря «опера» с итальянского переводится как «труд, работа».

Виды оперного пения

Речитатив. Оперное пение, подобное разговорному стилю. Напевно произнося речитатив, исполнитель подчиняется музыкальному ритму, что делает речитатив схожим и с разговором, и с песней. В речитативе сохраняются разговорные интонации: певец повествует рассказ, вопрошает, побуждает к действиям, восклицает… Речитатив выполняет переходную функцию, вставляется между ариями под сухой аккомпанемент.

Кантилена. Стиль исполнения, отличающийся мелодичностью, тягучестью звуков. Понятие «кантилена» применимо не только к опере: мастера-производители музыкальных инструментов проверяют изделия на предмет наличия кантилены. Если аккорд (с максимальным количеством открытых струн) звучит более тридцати секунд – кантилена есть, если звук затухает ранее - инструмент бракован.

Колоратурное пение. Стиль классического исполнения, в котором часто используются технически сложные вокальные приемы. Это переходы с грудного на головной регистр, мелизмы. Исполнитель колоратурного вокала звучит плавно и ровно во всех регистрах, издает звук яркий и насыщенный. Слушатель видит, якобы певцу не составляет труда исполнение вокальных пассажей. Традиционно - колоратурное пение - удел высоких голосов. В Средневековье колоратуру исполняли певцы, подвергшиеся кастрации, в двадцать первом веке колоратуру поют женщины-сопрано.

Три стиля оперного пения – речитатив, кантилена и колоратура – представленные в композиции в различных соотношениях, дают понятие о развитии оперы. В Итальянской опере восемнадцатого века преобладало колоратурное оперное пение, в девятнадцатом веке колоратура сочеталась с кантиленой.

Учат классическому вокалу в музыкальных школах и студиях. Записываясь на уроки академического вокала, придирчиво выбирайте педагога: от профессионализма и чуткости наставника зависят вокальные результаты ученика.