Григорианским пением называют одноголосные песнопения во время богослужения в католической церкви. Название произошло от имени папы Григория. По преданиям - папа Григорий (род. в 540х г, умер в 604 году) составил антифонарий, в котором систематизировал и описал канонизированные церковные песнопения.

Историки сходятся во мнении, что авторство антифонария приписано Григорию. Название «григорианское пение» вошло в обиход спустя 300 лет после смерти Григория.

Создание антифонария – это попытка объединить традиции и сделать одинаковым богослужение на католических территориях: внедрить единый язык богослужения (григорианское пение – на латыни) и фиксированный календарь литургий.

Григорианское пение – пение в один голос, при одном, десяти и ста исполнителях. Одноголосое исполнение устоялось как символ единения чувств и мыслей верующих. Одноголосое исполнение поволяет лучше воспринять текст омузыкаленной молитвы. Текст для песнопений брали из Библии на латинском языке (Вульгата), позже они дополнялись и перерабатывались.

Григорианское пение – мужское занятие, женщины не допускались к исполнению.

Виды григорианского пения

Католическое традиционное пение классифицировано по литургической функции, а также по предназначению исполнения во время конкретных церковных праздников.

Существуют ординарные и проприальные виды григорианского пения. В ординарных слова остаются неизменными и не зависят от праздника или службы, но изменяется музыкальное сопровождение. В проприальных песнопениях текст и музыка трансформируются, подстраиаясь под церковные праздники и конкретные службы.

Отличаются песнопения и по количеству звуков на один слог:

  • Силлабические песнопения – один слог = один звук (речитативный характер, исполняются псалмы, аккламации)
  • Невматические песнопения – один слог = два-три звука (интроиты, коммунио, некоторые мессы)
  • Мелизматические песнопения – на один слог приходится неограниченное количество звуков (респонсории оффиция, тракты, аллилуйи)

Виды григорианского пения по способу исполнения:

  • Антифонное – исполняется двумя чередующимися группами исполнителей;
  • Респонсорное  - во время исполнения чередуется сольное пение и групповое пение.

Судьба григорианского пения

Строго каноничное пение, казавшееся несокрушимым бастионом, эволюционировало. В 9 веке григорианское пение послужило базой и основой для развития многоголосья, а само григорианское пение потеряло свою значимость.

В ХХ-ХХI веках с развитием популярной массовой культуры, появились музыкальные группы, использующие традиции григорианского пения в своих песнях: Enigma, Gregorian, Era. Коллективы перерабатывают традиционное католическое песнопение и синтезируют с современными мотивами, получая уникальные произведения. Вокальная школа "МузШок" приглашает на уроки пения всех желающих!