Высокие ноты – это проблема начинающих вокалистов. Хочется, чтобы они сразу получались естественными, давались легко и звучали ярко. Но зачастую у ребят, занимающихся самостоятельно, вместо высокой красивой ноты получается зажатый, тонкий звук с дрожью.

Чтобы высокие ноты получались, нужно в целом работать над постановкой голоса и певческого аппарата.

Правильное дыхание

Искусство пения – это искусство выдоха. Так говорят профессиональные вокалисты не одну сотню лет, поэтому есть смысл прислушаться. Для пения используется не такой тип дыхания, как в повседневной жизни. Вокалисты дышат грудо-брюшным способом, задействуя мышцы   диафрагмы для вдоха и выдоха и наполняя воздухом среднюю и нижнюю часть легких. При таком дыхании во время вдоха расширяются нижние ребра и выпячивается (надувается живот), а при пении воздух расходуется дозировано. Вокалист регулирует давление воздушной струи в зависимости, и, в зависимости от потребности, расходует меньше или больше воздуха, «поддаёт» дыхания или экономит. Правильное дыхание исключительно важно для взятия высоких нот, т.к. на дыхании строится певческая опора, которая помогает издавать плотный, тембрально насыщенный звук.

Если вы поняли, что ничего не знаете о вокальном дыхании, но пытаетесь петь – срочно восполните этот пробел! Изучите азы и делайте дыхательную гимнастику каждый день по 15-20 минут.

Правильное звукоизвлечение

В данном случае это словосочетание подразумевает отсутствие зажимов, умение петь «на опоре», а не на связках, правильное положение гортани, умение направлять звук и т.д. С этим вам поможет только педагог по вокалу, т.к. самостоятельно продиагностировать своё звукоизвлечение и проработать нюансы – невозможно. Педагог подскажет, в каком направлении двигаться и поможет составить план самостоятельных занятий.

Если вы соедините правильное дыхание и звукоизвлечение, то можно будет говорить и красивых и лёгких верхних нотах. Чтобы петь «верха» вокалисты разрабатывают головной резонатор, т.е. направляют звук в верхнюю часть головы (в лоб) так, чтобы он резонировал, т.е. отражался от полостей в черепе, и усиливался. Если всё сделано верно, то вокалист чувствует звон в ушах и вибрацию в районе лба.

Разрабатывая головной резонатор, вокалист наполняет свои верхние ноты красотой и тембром, и дает силу звука не за счет связок, а за счет отражения и усиления звука в резонаторных полостях.

Общие советы, как брать высокие ноты:

  • Не думайте, что поете высокую ноту. Представляйте, что она удобная. Так снимается страх, и шанс спеть повышается;
  • Во время перехода к ноте, представляйте, что она идет вниз;
  • Попробуйте резко присесть – отвлекает внимание и дает толчок воздуха;
  • Не пытайтесь спеть слишком высокие для вас ноты, ориентируйтесь на свой основной диапазон;
  • Представляйте эту ноту перед собой как луч, который направляется вперед.

Чтобы петь высокие ноты красиво и легко – разработайте правильное дыхание и разрабатывайте резонаторы. И всё получится!