Сопрано – один из женских певческих голосов. Рабочий диапазон певицы-сопрано лежит в пределах первой и второй октавы. Это самый высокий женский голос, поэтому неудивительно, что его обладательницы мечтают расширить диапазон ещё и в сторону нот нижнего регистра. Вдохновить их могут Има Сумак, Кристина Агилера, Пелагея (Пелагея Ханова) – обладательницы уникальных голосов в 4-5 октав. Однако, кроме упорства, для достижения такого же диапазона потребуются ещё и природные задатки. Не у всех талантливых вокалистов есть такие особенности строения голосового аппарата, которые позволяют петь в таком диапазоне.

Однако любой человек в состоянии научиться петь и низкие для своего голоса ноты. Но придётся приготовиться к долгим и упорным тренировкам – сдвинуть нижние границы диапазона куда сложней, чем верхние.

Ошибки при пении низких нот

Частая ошибка, которую допускают начинающие вокалисты при пении низких нот – это попытка перестроить под их звучание весь голосовой аппарат. Рефлекторное чрезмерное опускание кадыка, плеч, нёба приводят к утрированному, карикатурному звучанию голоса. К тому же, низким нотам не нужен такой большой объём резонаторных полостей. Поза и положение органов голосового аппарата при исполнении нот нижнего регистра не так уж и сильно отличается от позы и положения при исполнении верхних нот.

А вот дыхание нужно чётко контролировать. Дело в том, что, для озвучивания низких нот нужен меньший объём воздуха, чем для высоких. Поэтому воздушная струя должна быть мягкой и плавной. И вот тут начинающие вокалисты допускают ещё одну ошибку: настолько расслабляют диафрагму, что голос теряет опору. Разумеется, можно петь низкие ноты и без опоры – но только в эстрадных жанрах и используя такой способ исключительно как вокальное украшение. Если исполнять без опоры всю песню, то, во-первых, голос будет звучать невыразительно, а во-вторых, постоянно будет не хватать дыхания для длинных фраз.

Как петь низкие ноты

Итак, если вы хотите расширить диапазон голоса в сторону нот нижнего регистра, важно не упустить следующие моменты:

  • поза: плечи ровно, спина прямая, подбородок не опущен;
  • дыхание: выдох плавный, сдержанный, с опорой на диафрагму;
  • мимика и артикуляция: скулы и брови подняты, челюсть расслаблена, зубы открыты;
  • организация занятия: работать над диапазоном лучше под надзором опытного преподавателя, на групповых или индивидуальных занятиях по вокалу.

Начинать распеваться лучше на нотах, находящихся в середине диапазона. Затем переходите к пропеванию нот от середины диапазона и вниз. Главное – не думать о том, что звук может не получиться. Такие беспокойства приводят к зажимам и неправильной работе органов голосового аппарата. Так что, чем больше уверенности в себе, тем скорее достигнете нужного результата.