Игру перебором следует освоить каждому, кто учится игре на гитаре. Им пользуются для вступлений к песням, для первого куплета, а иногда и для всей песни. Обучение этому - важный этап в обучении гитариста: простые и красивые переборы на гитаре служат основой для обыгрывания мелодии песни и создания украшений.

Перебор - это последовательное дёргание струн. Для каждой струны используются конкретные пальцы:

  • 1 струна - безымянный палец.
  • 2 струна - средний палец.
  • 3 струна - указательный палец.
  • 4, 5, 6 струны (басовые) - большой палец.

В нотных записях над изображениям нот пишут буквы - p, i, m, a. Каждая из них обозначает свой палец: p - большой, i - указательный, m - средний, a - безымянный. Сокращения сделаны по первой букве названий пальцев по-испански: pulgar, indice, medio, anular.

большой палец с рукой должны образовывать подобие креста, если смотреть сверхуВажна правильная постановка руки при игре перебором - большой палец с рукой должны образовывать подобие креста, если смотреть сверху. Палец не должен находиться под рукой - играя переборы на гитаре для начинающих, разницы не почувствуете, но с освоением сложной игры проблем не избежать. Играть в быстром темпе с неправильной постановкой руки невозможно. Рука должна лежать естественно, а кисть - быть продолжением предплечья, и не сгибаться вправо-влево.

Извлекают звук при игре на гитаре двумя способами: ногтевым или подушечкой пальца. Ногтевой способ подходит для извлечения звонкого острого звука, подушечками пальцев извлекается мягкий звук. Играют переборы на гитаре и медиатором.

Два варианта звукоизвлечения практикуется при игре перебором - apoyando и tirando. Играя apoyando, гитарист извлекает звук с опорой на соседнюю струну - звук получается громче, но струна, на которую опирается палец, перестаёт звучать. При игре tirando, палец контактирует только с одной струной, и предыдущая струна продолжат звучать.

Красивые и простые переборы на гитаре. Схемы

Разберемся, как записываются переборы. Пример записи - 4-3-2-1. Цифры - это номера струн, 1 струна - нижняя. Увидев такую запись, играйте четвертую струну, затем третью, потом вторую и первую. Далее снова четвёртую, и так по кругу. Иногда записывают так: бас - 3-2-1 - определите басовую струну исходя из аккорда, который играете. Поиграв перебор три-четыре раза, вы услышите характерный ритм.

Записываются переборы и табулатурными схемами. Вот пример:

Em

1 струна |------------0-----------|

2 струна |--------0-------0-------|

3 струна |----0---------------0---|

4 струна |-------------------------|

5 струна |-------------------------|

6 струна |0-----------------------|

На этой схеме изображен перебор, который записывается так: 6-3-2-1-2-3 и называется «шестёркой».

В бардовских песнях популярен вальсовый перебор. В записи он выглядит так: 6-321-321-5-321-321 или 6 (321) 5 (321). Схема при аккорде Е:

E

1 струна |----0---0-------0---0---|

2 струна |----0---0-------0---0---|

3 струна |----1---1-------1---1---|

4 струна |------------2-------------|

5 струна |---------------------- - --|

6 струна |0-------------------------|

Такой красивый перебор используется в песне «Дождь» группы ДДТ, и в целом довольно популярен:

С

E |---------0----------|---------0---------|

B |-----1-------1-----|-----1-------1----|

G |---0---0---0---0-|---0---0---0---0-|

D |--------------------|-2-----------------|

A |-3-----------------|--------------------|

E |--------------------|--------------------|

Ещё один стандартный перебор:

С

E |---0-----|---0------|

B |-----1---|-----1----|

G |-------0-|-------0--|

D |----------|-2--------|

A |-3--------|----------|

E |----------|-----------|

Встречаются в интернете и такие записи переборов:

1|------x------x--|

2|------x------x--|

3|------х------х--|

4|----------х-----|

5|---х------------|

6|-----------------|

Тут без указания аккордов, а крестиками помечена последовательность игры. Иногда такой перебор называют «блатным», он используется в русском шансоне.

Это не все переборы на акустической гитаре. Их много, и у каждого гитариста есть любимые переборы. Играя песню перебором, периодически чередуйте виды, дайте динамики, выделите припев или последний куплет. Захватите внимание зрителя эмоциями, и вас захотят послушать снова.

Начать обучение