Вокальное искусство - пение - предполагает разнообразие стилей и направлений. Выделяют академический вокал, народный вокал и эстрадный вокал. Джазовое пение относят к эстрадному выкалу, но чаще выделяют в отдельную группу. Академическим вокалом поют певцы оперного театра, им исполняют романсы и арии. Народный вокал - для народной песни. Певцы-джазисты подражают голосом звучанию музыкальных инструментов и пропевают замысловатые ритмические рисунки. Эстрадным вокалом поют популярные песни, и вокалисты эстрадники не придерживаются строгих правил относительно техники вокала. Цель певца эстрады - найти собственный звук, который тронет сердца людей. Главное - чтобы звучало.

Методика эстрадного пения

Эстрадный вокал находится между академическим и народным пением. Так получается потому, что эстрадники используют певческие приёмы из академического вокала, джазового, народного и даже экстрим-вокала. Чёткой методики эстрадного вокала нет - одни педагоги советуют петь в высокой вокальной позиции, поднимая мягкое нёбо; другие считают достаточной речевую позицию при пении. Путь, которым вы пойдете в вокале, зависит от преподавателя и начальных данных. Помимо классической и речевой, практикуется полуприкытая методика эстрадного пения - когда рот находится в речевой позиции, но мягкое нёбо приподнято. Эстрадников объединяют вокальные приёмы, распространённые в этом жанре.

Расщепление. Когда певец делает расщепление звука - мы слышим и ноту, и сторонний звук (шум). Поток дыхания будто бы расщепляется на два. Приём расщепления используются для пения с придыханием, приёмов экстрим-вокала и даже для горлового пения. Учитесь расщеплению под руководством педагога - тогда вы избежите травмирования связок и неправильного заучивания. Расщепление - приём, на котором построен экстрим вокал.

Певцы-академисты пользуются глиссандо. Во время глиссандо звук плавно переходит с одной ноты на другую, как бы перетекает. Вибрато (качание голоса, периодическое изменение высоты или громкости звука) подчеркивает моменты композиции. В женском эстрадном вокале используют фальцет - пение без опоры. Голос получается тонким, высоким и женственным - певицы охотно поют фальцетом для придания песни характерной эмоции.

В начале обучения эстрадному вокалу, не забывайте, что основа пения - постановка дыхания. Уделите время дыхательным упражнениям, и продолжайте делать ежедневно по 20 минут в день - тогда мышцы диафрагмы натренируются, и вы сможете управлять потоком воздуха. Без дыхания нет опоры, без опоры нет звука.

Ежедневно проговаривайте скороговорки, ведь для певца-эстрадника дикция важна не менее дыхания. Проговаривайте каждую скороговорку по 5-6 раз, и усложняйте себе задачу. Попытайтесь жонглировать - доведите процесс произнесения скороговорки до автоматизма, и забудете про проблемы с выговариванием звуков в пении.

Помимо дыхательных упражнений и скороговорок, не забывайте об артикуляции. Перед пением разогрейте рот, губы, щеки покусыванием. Вытяните губы в трубочку и рисуйте «клювом» круги, улыбайтесь и хмурьтесь. Разогрев лицо, вы улучшите контроль над подачей звука.

Обучение эстрадному вокалу и постановка голоса процесс кропотливый, требующий внимания и усилий. Слушайте советы педагогов, тренируйтесь чаще, и у вас всё получится!

Смотрите пример эстрадного пения: