Народный вокал одновременно имеет и общие черты с академическим вокалом, и моменты, которые его сильно отличают. Общее – это принципы вокала и устройство нашего певческого аппарата, а отличия – это жанровые особенности и техника исполнения. 

Дыхание в народном вокале

Правильное пение (неважно в какой технике) в первую очередь должно быть безопасным. Это означает, что во время пения вы не должны ощущать дискомфорт или напряжение в области плечей, шеи и челюсти.
Шея, плечи и руки должны быть расслаблены. Рекомендуется перед занятием сделать несколько расслабляющих упражнений: круговые движения шеей и плечами.

Во время занятий обязательно следите за осанкой: нельзя сутулиться и держать спину неровно. Плечи необходимо отводить назад, как будто вешаете их на вешалку, а голову держать прямо. Основа народного (и любого другого) вокала – правильное дыхание. Вокалисты пользуются диафрагмальным дыханием, т.к. оно обеспечивает лучший контроль над воздушной струёй, а также наибольшую наполняемость лёгких.

Диафрагма, напрягаясь, растягивает нижнюю часть лёгких, организуя место для воздуха. Живот выпячивается, и кажется, что человек «дышит животом». Если дышать грудью, то нижняя часть легких не заполняется воздухом, и человек не может использовать объем лёгких в полной мере.

Позиция в народном вокале

Опытные вокалисты поют в правильной позиции «на автомате» и могут контролировать положение каждого органа певческого аппарата, новичкам же приходиться внимательно следить за своим выражением лица и внутренними ощущениями.

Голосообразование в народном пении происходит в открытой манере, певческая позиция преимущественно речевая (поём как говорим). Диапазон пения ограничен, и звучит в одном регистре – либо в грудном, либо в головном. Если в академическом пении выделяют "микст", т.е. плавный переход с груди на голову, то народное пение не предполагает умения сглаживать этот переход.

Также в народном пении слышен особый характерный говор, т.н. «народный говор».

Ограниченность диапазона и достаточная простота обусловлена происхождением народного вокала. В отличие от академических композиций, цель народного пения – это донесения смысла, четкость и понятность слов, поэтому приоритет отдаётся дикции. Чаще всего в народном пении используется грудной резонатор, активно участвуют зубы, полость рта и твёрдое небо.

Чтобы научиться народному вокалу, необходимо либо с детства иметь опыт слушания и повторения народных песен в естественной среде, либо обратиться к преподавателю по вокалу, который поможет поставить правильную позицию и проконтролирует, чтобы начинающий вокалист себе не навредил. 

Самостоятельные занятия возможны после приобретения опыта работы с педагогом: когда вы научитесь себя контролировать, понимать, что вы делаете и зачем. Самостоятельная работа на первом этапе заключается в тренировке дыхания, выполнении артикуляционных упражнений и скороговорок.