Витас (Виталий Грачёв), Михаэль Драу (Михаил Сергеев), Адам Левин, Митч Грасси, Барри Гибб, Филипп Жаруски… Эти имена на слуху даже у людей, далёких от увлечения вокалом. Но тем, кто мечтает достичь вершин в пении контратенором, знакомы и имена, и творчество этих талантливых вокалистов.

К сожалению, контратенор не только красивый, но и редкий вид мужского голоса. Его диапазон совпадает с диапазоном контральто – крайне низким женским голосом. Если ваш природный голос не настолько высок, чтобы при должном обучении и тренировках его диапазон попадал в рамки от до малой октавы до до третьей октавы, контртенором вам не стать. Однако научиться брать ноты, высокие для вашего типа голоса – задача решаемая.

Виды мужских голосов в пении

Мужские голоса делятся на три вида, в зависимости от рабочего диапазона вокалиста:

  • бас: соль большой октавы - ре первой октавы;
  • баритон: ля большой октавы - ля первой октавы;
  • тенор: до малой октавы – си первой октавы

Контратенор как отдельных вид голоса выделять не принято. Певец-контратенор – это тенор, у которого развита техника пения фальцетом, расширяющей диапазон голоса до третьей октавы.

Для басов и баритонов высокими нотами можно считать до-ре и соль-ля первой октавы соответственно. Причём, эти рамки не предел.

Пение фальцетом

Человеческий голос звучит в четырёх регистрах – шумовом, речевом, фальцетном и свистковом. Поют традиционно в двух – речевом и фальцетном, причём в речевом регистре петь проще:

  • он привычнее для человека (ведь мы общаемся с помощью речи);
  • при пении работает грудной резонатор, который от природы большого размера;
  • голосовые связки напрягаются не слишком сильно.

Нетренированный же фальцет звучит неприятно и даже противно – представьте брутального мужчину, подражающего ребёнку или хрупкой женщине, и вы поймёте, о чём речь. Но и фальцетом можно научиться петь красиво – как Григорий Лепс, Сергей Пенкин или Валерий Кипелов. Но они поют не чистым фальцетом, а микстом, т. е. используют в пении и головной резонатор, и грудной. Научиться петь таким способом сложно, однако он расширяет певческий диапазон вверх примерно на октаву.

Расширение диапазона голоса

Расширить диапазон голоса вверх поможет соблюдение ряда правил:

  • поза во время занятия должна быть свободной, голова ни в коем случае не тянется «за нотой» вверх – это зажимает гортань;
  • оптимальный тип дыхания при пении – диафрагмальное дыхание, так как оно создаёт воздушную струю, способную заставить вибрировать короткие и напряжённые связки при взятии высоких нот;
  • при пении высоких нот важно максимально задействовать резонаторные полости, иначе нагрузка на связки будет чрезмерной;
  • перед выполнением основных упражнений занятия обязательна распевка;
  • дискомфорт при пении – признак того, что вы что-то делаете неправильно.

Непосредственно для пения высоких нот полезно выполнять следующие упражнения:

  • в распевку должны быть включены упражнения для пропевания НИЗКИХ нот, распевки в пределах октавы с повторением верхних нот, а также плавные переходы от низких нот к высоким и наоборот;
  • правильной постановке органов речи при пении высоких нот научит группа упражнений на вокальный зевок;
  • первые попытки взятия высоких нот лучше начинать на мягкой атаке голоса;
  • попытки вытянуть высокую ноту, которой ещё нет в вашем рабочем диапазоне, поднявшись к ней снизу, могут привести к психологическому зажиму, поэтому ноту лучше брать сразу, подражая музыкальным инструментам.

Самостоятельно пытаться увеличить диапазон голоса в сторону верхних нот сложно и даже опасно. Поэтому лучше выполнять упражнения под руководством опытного преподавателя на занятиях по вокалу.