Опора - сложный и неоднозначный вокальный термин. Кто-то описывает его как специфические ощущения при пении, кто-то объясняет опору через характеристики правильно оформленного, «опёртого», голоса. Объясняется эта неоднозначность субъективностью ощущений. Научившиеся петь на опоре вокалисты рассказывают кто о воздушном столбе, упирающемся в нёбо и зубы, кто о торможении воздуха на уровне гортани, кто о напряжении дыхательных мышц.

Объединяет одно: когда певец чувствует опору, звук получается сильным, звонким, округлым, начинают лучше получаться мелизмы и пассажи. Пение становится непринуждённым и свободным.

Но чёткой инструкции, как научиться петь на опоре, дать никто не может. Даже наоборот – попытки достичь таких же ощущений могут и увести от истинной цели. Ясно только одно – ощущение опоры связано с дыханием.

Дыхательные упражнения для достижения опоры

Певческое дыхание – это дыхание диафрагмой, т. е. длинной и сильной мышцей, отделяющей грудную и брюшную полости. Опускаясь, диафрагма оставляет пространство для глубокого вдоха. Живот при этом выдвигается вперёд.

Упражнения:

  • «Руки и колени» - станьте на четвереньки, упёршись в пол локтями и коленями, и сделайте вдох, стараясь достать животом пол; грудная клетка двигаться не должнаж.
  • «Свечка» - сядьте или станьте напротив зажжённой свечи таким образом, чтобы огонёк находился сантиметров в 20 от лица и выдыхайте воздух в сторону свечи таким образом, что огонёк колебался, но не затухал.
  • «Шарик» - станьте перед зеркалом, положив одну руку на живот и вдохните, выдвинув его вперёд; после медленно выдыхайте, как можно дольше оставляя живот в надутом положении.

Перечисленные несложные упражнения помогут научиться и глубоко вдыхать, и правильно выдыхать, экономно расходуя воздух и обеспечивая неоходимый объём грудного резонатора на уроках пения.

Упражнения для раскрытия гортани

При разговорной речи просвет гортани прикрывает корень языка. Говорить это не мешает. Но певческий выдох не должен нигде встречать преград на пути к открытому пространству. Поэтому вокалисту стоит освоить «вокальный зевок», т. е. поймать такое положение органов речи, когда корень языка опускается, я мягкое нёбо поднимается, закрывая носоглотку. Это положение называется «открытое горло» - навык, который поможет вам почуствовать опору. Чтобы осознать, к чему стремиться, нужно широко раскрыть рот, а потом ещё и зевнуть. Зафиксировав положение челюсти, языка и горла, потренируйтесь пропевать гласные звуки. Лучше это упражнение выполнять на занятиях по вокалу под присмотром преподавателя.

Работа на посылом звука в резонаторы

Громкость звука должны обеспечивать не сила выдоха или напряжение связок, а резонаторы – грудной и головной. Начинающим вокалистам сложно объяснить, как посылать звук в грудь или в череп. Но, к счастью, при правильной работе резонаторных полостей ученик почувствует вибрацию, приложив руку к грудине или темени. Самоконтроль поможет вам научиться посылать звук в резонаторы.

Таким образом, правильный певческий выдох – это выдох с открытым горлом, активной работой диафрагмы и эффективным использованием резонаторных полостей. Совокупность этих умений и дадут вам ощущение опоры.